Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 декабря 2001 г. N А13-4673/01-15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Закордонской Е.П., судей Пастуховой М.В., Троицкой Н.В.,
при участии представителей - Сверчкова Е.И. (дов. от 20.01.2001 N 21), Кудина А.Г. (дов. от 20.01.2001 N 33), Смирнова Г.Н. (дов. от 01.10.2001 N 148), Котелева О.И. (дов. от 25.07.2001 N 114),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Вологодский подшипниковый завод" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.09.2001 по делу N А13-4673/01-15 (судьи Пестерева О.Ю., Осокина Н.Н., Потеева А.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Вологодский подшипниковый завод" (далее - ЗАО "ВПЗ") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском о признании частично недействительным решения Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) от 13.07.2001 N 324 о привлечении ЗАО "ВПЗ" к налоговой ответственности, доначислении страховых взносов и пеней.
Решением суда от 25.09.2001 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ЗАО "ВПЗ" просит отменить решение суда в части отказа в иске о признании недействительным решения ФСС о начислении 2 839 рублей недоимки, 174 рублей 77 копеек пеней и 568 рублей штрафа, указывая на то, что работники здравпункта не находились в трудовых отношениях с ЗАО "ВПЗ", в связи с чем оснований для начисления страховых взносов на выплачиваемые им денежные суммы у него не было. Кроме того, привлечение ЗАО "ВПЗ" к ответственности по пункту 2 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствует вменяемому ему нарушению, а переквалификация решения ФСС судом не может производиться.
Законность решения проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, ФСС провел проверку ЗАО "ВПЗ" по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2000 по 01.01.2001, о чем составлен акт от 29.05.2001. По результатам проверки вынесено решение о привлечении ЗАО "ВПЗ" к ответственности за совершение нарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении недоимки и пеней.
В ходе проверки установлено, что ЗАО "ВПЗ" не начисляло страховые взносы на выплаты, производимые работникам здравпункта на основании договора от 24.01.2000 N 24-7-56-2000, заключенного между ЗАО "ВПЗ" и муниципальным учреждением здравоохранения "Городская поликлиника N 4" (далее - МУЗ "Городская поликлиника N 4").
По условиям этого договора здравпункт, фактически являющийся структурным подразделением МУЗ "Городская поликлиника N 4", оказывает лечебно-профилактическую и зубоврачебную помощь работникам ЗАО "ВПЗ", а ЗАО "ВПЗ" приобретает медикаменты и медицинскую аппаратуру, содержит здравпункт и выплачивает фонд текущего премирования за счет прибыли, остающейся в распоряжении ЗАО "ВПЗ".
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем; физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем. Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В соответствии с этим Законом постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 утверждены Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно этим Правилам страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начисляются и уплачиваются страхователями - юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы (в том числе иностранными организациями, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации) и физическими лицами, нанимающими работников по трудовому договору (контракту); юридическими и физическими лицами, обязанными их уплачивать на основании гражданско-правовых договоров, заключенных с физическими лицами.
Страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Из материалов дела усматривается, что между ЗАО "ВПЗ" и работниками, которым выплачивались премии, ни трудовых, ни гражданско-правовых договоров не заключалось, выплачиваемые им суммы фактически являлись выплатами по гражданско-правовому договору, заключенному между юридическими лицами, в котором обязанность по начислению страховых взносов в ФСС на ЗАО "ВПЗ" не возлагается. Следовательно, эта обязанность лежит на работодателе - МУЗ "Городская поликлиника N 4".
Таким образом, решение ФСС о начислении суммы страховых взносов, пеней и штрафных санкций по этому эпизоду следует признать недействительным.
Кроме того, нельзя признать правомерным вывод суда о том, что при привлечении ЗАО "ВПЗ" к ответственности по пункту 2 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации ФСС допустил опечатку. Данный вывод суда не основан ни на чем, кроме указания на описательную часть решения и арифметического сопоставления взыскиваемой санкции с пунктами 1 и 2 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Однако суд при рассмотрении иска о признании недействительным решения ФСС должен оценивать правомерность привлечения плательщика взносов к ответственности именно за тот состав нарушения, который установлен в описательной части решения, а также соответствие взыскиваемого штрафа установленным Налоговым кодексом Российской Федерации санкциям.
У суда нет права самостоятельно переквалифицировать нарушение, ФСС не принимал решений об исправлении описки, следовательно, правомерен довод ЗАО "ВПЗ" о недействительности решения ФСС в части привлечения его к ответственности по этому основанию.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует отменить в части этого эпизода и удовлетворить исковые требования.
Суд кассационной инстанции проверил также законность решения в части, не являющейся предметом кассационного обжалования. В этой части решение соответствует нормам материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174 и пунктами 1 и 2 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25.09.2001 по делу N А13-4673/01-15 отменить в части отказа в иске о признании недействительным решения Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 13.07.2001 N 324 о привлечении ЗАО "ВПЗ" к налоговой ответственности, доначислении 2 839 рублей недоимки по страховым взносам и 174 рублей 77 копеек пеней.
В этой части решение Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 13.07.2001 N 324 признать недействительным.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Е.П.Закордонская |
Н.В.Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 декабря 2001 г. N А13-4673/01-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника