Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 ноября 2004 г. N А56-9421/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Асмыковича А.В., Троицкой Н.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Подпорожскому району Ленинградской области главного государственного налогового инспектора Гуньковой О.Б. (доверенность от 13.04.2004 N А-69/3538), от акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в лице филиала - Северо-Западного банка Сбербанка России Радченко В.А. (доверенность от 15.03.2004 N 01-2/12-388),
рассмотрев 29.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Подпорожскому району Ленинградской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2004 по делу N А56-9421/04 (судьи Бойко А.Е., Градусов А.Е., Спецакова Т.Е.),
установил:
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации в лице филиала - Северо-Западного банка Сбербанка России (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Подпорожскому району Ленинградской области (далее - Инспекция), выразившегося в невозврате Банку по заявлению N 06-03-02/5350/13113 налога с владельцев транспортных средств за 2000-2002 годы в сумме 2 468 руб. 74 коп., а также обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Банка путем возврата указанной суммы налога.
Решением суда от 24.05.2004 Банку отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.08.2004 решение суда отменено и заявление Банка удовлетворено в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы считает, что согласно определениям Конституционного суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О положения пункта 5 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 18.10.99 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (далее - Закон "О дорожных фондах") о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих ставки, установленные в этом законе, утрачивало силу и не подлежат применению с 10.04.2002, а также не распространяет свое действие на предшествующий период.
Таким образом, по мнению Инспекции, правоотношения по исчислению и уплате заявителем налога с владельцев транспортных средств за 2000-2002 годы окончены до даты вступления в действие определений Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О. В связи с этим указанный налог, исчисленный и уплаченный Банком в соответствии с действовавшим в тот период законодательством, не является излишне уплаченным и не подлежит возврату налогоплательщику.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Банк направил в Инспекцию уточненные декларации по налогу с владельцев транспортных средств за 2000-2002 годы и, в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), заявление от 25.11.2003 N 06-03-02/5350/13113 о возврате 2 917 руб. 34 коп. излишне уплаченного налога с владельцев транспортных средств за 2000-2002 годы в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации определений от 10.04.2002 N 107-О и N 104-О, согласно которым утрачивают силу и не подлежат применению положения пункта 5 статьи 6 Закона "О дорожных фондах" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, повышающих установленные в самом законе Российской Федерации.
Инспекция платежным поручением от 25.12.2003 N 799 возвратила Банку 448 руб. 60 коп. налога с владельцев транспортных средств.
Банк, считая незаконным бездействие налогового органа, выразившегося в невозврате заявителю оставшейся суммы налога (2 468 руб. 74 коп.), обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая Банку в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что налог уплачен Банком до признания утратившим силу пункта 5 статьи 6 Закона "О дорожных фондах", поэтому у Инспекции отсутствовали основания для возврата заявителю излишне уплаченного налога.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявление Банка, суд апелляционной инстанции указал, что налогоплательщик не обязан исчислять и уплачивать налог, исходя из незаконно установленной ставки налога в течение всего периода ее действия, независимо от момента подтверждения факта незаконности компетентным органом власти.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены постановления апелляционной инстанции и удовлетворения жалобы налогового органа, по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 6 Закона "О дорожных фондах" установленные пунктом 1 данной статьи ставки налога с владельцев транспортных средств, полностью зачисляемого в территориальные дорожные, фонды, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи налог уплачивается ежегодно в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.
Законом Ленинградской области от 23.11.2000 N 37-О3 "Об установлении ставок налога с владельцев транспортных средств" предусмотрены более высокие ставки налога с владельцев транспортных средств, чем пунктом 1 статьи 6 Закона "О дорожных фондах".
Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 107-О положение пункта 5 статьи 6 Закона "О дорожных фондах" о возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные в самом Законе Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.2001, утрачивает силу и не подлежит применению, поскольку не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 57 и 75 (часть 3).
В статье 87 (часть 2) Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" установлено, что признание нормативного акта или договора либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте или договоре, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов и договоров не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Следовательно, с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановлений от 08.10.97, от 11.11.97 и от 30.01.2001 положения Закона "О дорожных фондах" относительно возможности установления законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих определенные названным законом, а также положения Закона Ленинградской области от 23.11.2000 N 37-О3 "Об установлении ставок налога с владельцев транспортных средств" об установлении повышенных ставок не могут применяться судами и налоговыми органами.
Поэтому суд кассационной инстанции считает неправомерным довод Инспекции о том, что названные положения Закона "О дорожных фондах" не подлежат применению только с 10.04.2002, то есть с момента принятия Конституционным Судом Российской Федерации определения от 10.04.2002 N 104-О.
Инспекция не учитывает и то, что налогоплательщики, уплатившие налог до принятия Конституционным Судом Российской Федерации названного определения и уплатившие налог после указанной даты, ставятся в неравное положение, что нарушает принцип всеобщности равенства налогообложения, установленный пунктом 1 статьи 3 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, к которым относится и налоговая ставка.
Таким образом, налогоплательщик не обязан исчислять и уплачивать налог, исходя из незаконно установленной ставки налога, в течение всего периода ее действия, независимо от момента подтверждения факта незаконности компетентным органом власти.
Поскольку в данном случае излишняя уплата налога за 2000-2002 годы произошла по причине применения налогоплательщиком неправомерно установленных ставок налога, у налогового органа не имелось оснований для отказа Банку в возврате излишне уплаченной суммы налога с владельцев транспортных средств.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявление Банка, обоснованно сослался на определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О и N 107-О.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует признать законным и обоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.08.2004 по делу N А56-9421/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Подпорожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А.Ломакин |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2004 г. N А56-9421/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника