Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 ноября 2004 г. N А21-1551/04-С1
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В. и Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Форт-Пост Калининград" Синициной Е.И. (доверенность от 15.11.2004), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду Гальченко С.Ю. (доверенность от 02.11.2004),
рассмотрев 23.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду на решение от 01.06.2004 (судья Сергеева И.С.) и постановление апелляционной инстанции от 05.08.2004 (судьи Лузанова З.Б., Гурьева И.Л., Залужная Ю.Д.) Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-1551/04-С1,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Форт-Пост Калининград" (далее - ООО "Форт-Пост Калининград", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду (далее - налоговая инспекция) от 25.02.2004 N 180 о доначислении 32 727 611 руб. 37 коп. налога на добавленную стоимость, 16 285 034 руб. 28 коп. налога с продаж, 18 руб. сбора на содержание милиции, 189 364 руб. 64 коп. налога на имущество, 2 872 013 руб. 27 коп. налога на пользователей автомобильных дорог, начислении 52 074 045 руб. 56 коп. пеней за неполную уплату перечисленных налогов, а также в части привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 10 429 508 руб. 03 коп. штрафа.
Решением суда от 01.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.08.2004, требования Общества полностью удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 01.06.2004 и постановление от 05.08.2004, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права. По мнению подателя жалобы, к деятельности, связанной с производством табачной продукции, относится также деятельность тех налогоплательщиков, которые сами не производят указанную продукцию, но заключают с иными организациями договоры на изготовление табачной продукции из давальческого сырья.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция в декабре 2003 года провела выездную налоговую проверку соблюдения ООО "Форт-Пост Калининград" законодательства о налогах и сборах за период с 06.03.2001 по 30.09.2003, результаты которой отражены в акте от 28.01.2004 N 2.16-3535/9.
В ходе проверки налоговый орган установил, что в 2002 году Общество получило патент (серия АА 99, N 990406) на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по торгово-закупочной деятельности. Однако в апреле 2002 года ООО "Форт-Пост Калининград" заключило с обществом с ограниченной ответственностью "Балтийская табачная фабрика" (далее - фабрика) договор, в силу которого фабрика обязалась изготовить табачные изделия из сырья и материалов Общества, которые в дальнейшем им реализовывались. По мнению налогового органа, ООО "Форт-Пост Калининград" в данном случае является организацией-давальцем, причем бухгалтерский учет операций по передаче, изготовлению и оприходованию готовой продукции должен вестись у него как у предприятий, занимающихся промышленно-производственной деятельностью. В связи с этим налоговая инспекция сделала вывод о том, что деятельность Общества связана с производством табачной продукции, следовательно, оно неправомерно применяло упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
На основании материалов проверки налоговый орган принял решение от 25.02.2004 N 180 о доначислении ООО "Форт-Пост Калининград" налогов на добавленную стоимость, с продаж, на пользователей автомобильных дорог, на имущество, сбора на содержание милиции, начислении пеней за неполную уплату перечисленных налогов, а также о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Налогоплательщик посчитал решение налоговой инспекции неправомерным и оспорил его в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что им не производилась подакцизная продукция и вся его деятельность связана с реализацией продукции, произведенной фабрикой. Кроме того, налогоплательщик указывает на то, что в соответствии с законодательством деятельность по производству табачной продукции подлежит лицензированию. Следовательно, не имея лицензии и необходимого оборудования, ООО "Форт-Пост Калининград" не может заниматься изготовлением табачной продукции.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами заявителя и признали недействительным оспариваемый им ненормативный акт налогового органа.
Кассационная инстанция считает судебные акты правильными и не находит оснований для их отмены или изменения.
Согласно пунктам 1-2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон "Об упрощенной системе налогообложения") упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном Законом "Об упрощенной системе налогообложения".
Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие Закона "Об упрощенной системе налогообложения", предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 2 Закона "Об упрощенной системе налогообложения" установлено, что под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают организации, замятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
В соответствии со статьей 181 НК РФ табачная продукция является подакцизной продукцией.
Следовательно, организации, осуществляющие производство табачной продукции, не вправе применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Как следует из материалов дела, основанием для доначисления налогов послужил вывод налоговой инспекции о том, что ООО "Форт-Пост Калининград", заключив с фабрикой договор на изготовление из материалов Общества табачной продукции, может быть признано организацией, осуществляющей производство табачной продукции, в связи с чем не вправе применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Суд кассационной инстанции считает такой вывод налогового органа ошибочным.
В Законе "Об упрощенной системе налогообложения" не даны определения понятий "производство продукции" либо "производственная деятельность". Не приведены определения таких понятий и в Налоговом кодексе Российской Федерации. Следовательно, в силу статьи 11 НК РФ в данном случае следует использовать термины, применяемые в иных отраслях законодательства.
Согласно статье 1 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ производственная деятельность - это совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Таким образом, производство продукции предполагает непосредственное воздействие на сырье и материалы для превращения ресурсов в готовую продукцию с использованием необходимых орудий труда.
Однако из материалов дела видно, что самостоятельно Общество не производило табачную продукцию.
Кроме того, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, согласно статье 3 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по производству табачных изделий подлежит лицензированию.
Причем, как следует из Положения о лицензировании деятельности по производству табачных изделий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 548, для получения лицензии на производство табачных изделий организация должна иметь оборудование, необходимое для осуществления этого вида деятельности.
Из материалов дела следует и не оспаривается налоговым органом, что ООО "Форт-Пост Калининград" ни лицензии, ни оборудования для производства табачных изделий не имеет.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод о том, что Общество не осуществляет производства табачной продукции, в связи с чем правомерно применяло в 2002 году упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку налоговой инспекции на порядок учета операций по изготовлению продукции из давальческого сырья, установленный Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина Российской федерации от 31.10.2000 N 94н, поскольку данный документ определяет порядок ведения бухгалтерского учета, не касается вопросов налогообложения и не определяет, какие организации относятся к производственным, а какие - нет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 01.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 05.08.2004 Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-1551/04-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Шевченко |
Н.Н.Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 ноября 2004 г. N А21-1551/04-С1
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника