Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 ноября 2004 г. N А05-6191/04-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Кирилловой И.И. и Чертилиной З.А.,
при участии от Департамента финансов администрации Архангельской области Турыгина Д.В. (доверенность от 17.12.03),
рассмотрев 16.11.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.07.04 по делу N А05-6191/04-23 (судья Гуляева И.С.),
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Октябрьский-2" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин), муниципальному образованию "Город Архангельск" в лице департамента финансов и казначейского исполнения бюджетов мэрии города Архангельска и Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент) о взыскании 1 371,69 руб. расходов, понесенных в результате предоставления в период с июля по декабрь 2001 года льгот инвалидам по оплате коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон).
Решением от 16.07.04, которое в апелляционном порядке не обжаловалось, с Минфина в пользу истца за счет казны Российской Федерации взыскано 1 371,69 руб. В иске к остальным ответчикам отказано.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской федерации просит отменить решение и принять новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для взыскания убытков за счет казны Российской Федерации в связи с полным выполнением ею своих бюджетных обязательств, а также на необоснованное удовлетворение иска в части взыскания 228,66 руб., составляющих сумму налога на добавленную стоимость.
В судебном заседании представитель Департамента возразил против удовлетворения кассационной жалобы.
Другие участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте его слушания, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцом в период с июля по декабрь 2001 года в соответствии со статьей 17 Закона были предоставлены льготы инвалидам в виде 50-процентной скидки в оплате холодного водоснабжения в сумме 1 371, 69 руб.
В связи с тем, что расходы по предоставлению льгот, понесенные истцом в указанный период, не были ему возмещены, Кооператив обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно статье 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
В соответствии со статьей 17 Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Названной нормой установлено, что порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации, однако источник их финансирования не определен.
Согласно пункту 16 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.96 N 901, расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов Российской Федерации, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Статьей 44 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" в составе расходов федерального бюджета предусмотрен Фонд компенсаций. Согласно статье 45 этого же закона Архангельской области на реализацию Закона предусмотрено выделение субсидий из Фонда компенсаций в сумме 140 935 тыс. руб.
Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Закона утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536. В соответствии с указанным Порядком средства Фонда компенсаций в виде субсидий выделяются бюджетам субъектов Российской Федерации и направляются Минфином на финансирование расходов по реализации льгот. Распределение средств на реализацию Закона осуществляется субъектами Российской Федерации самостоятельно.
Судом установлено и подателем жалобы не оспаривается, что денежные средства, выделенные из Фонда компенсаций Архангельской области и муниципальному образованию "Город Архангельск" использованы по назначению в полном объеме, однако оказались недостаточными для возмещения понесенных расходов всем организациям, предоставившим льготы, в том числе истцу.
Факт предоставления льгот и размер понесённых в связи с этим расходов установлены судом и подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.
Довод ответчика о том, что Минфин свои обязательства по финансированию расходов, связанных с предоставлением льгот, выполнил, не может быть принят судом кассационной инстанции, поскольку Минфином не представлены доказательства выделения из федерального бюджета бюджету Архангельской области субсидии на возмещение вышеуказанных расходов в достаточном размере.
Довод подателя жалобы о неправомерном взыскании с Российской Федерации 228,66 руб., составляющих сумму налога на добавочную стоимость, является необоснованным, поскольку из материалов дела не следует, что предъявленная ко взысканию Кооперативом сумма понесенных им расходов включает в себя указанный налог.
При вынесении обжалуемого судебного акта судом не допущено нарушений либо неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.07.04 по делу N А05-6191/04-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В.Афанасьев |
З.А.Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 ноября 2004 г. N А05-6191/04-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника