Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 ноября 2004 г. N А42-631/04-11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д. и Шевченко А.В., при участии от открытого акционерного общества "Трест Мурманскстрой" Зламана Н.Г. (доверенность от 30.03.2004 N 1-13/04-148), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области Войтенко Т.В. (доверенность от 18.12.2003 N 01/14/39/199715), рассмотрев 23.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.08.2004 по делу N А42-631/04-11 (судья Сачкова Н.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Трест Мурманскстрой" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решения от 29.12.2003 N 08.3-12/1126 и требования от 05.01.2004 N 28734-08.3-12/405 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области (далее - налоговая инспекция).
Решением суда от 20.08.2004 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение от 04.08.2004 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных им требований. Податель жалобы считает, что, поскольку на начало налоговой проверки налогоплательщик неправомерно не перечислил в бюджет 12 267 465 руб. удержанного у его работников подоходного налога, пени на эту сумму начислены правомерно.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную проверку правильности исчисления и уплаты Обществом налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за период с 01.01.2000 по 31.12.2001, о чем составлен акт от 05.12.2003 N 08.3-12/1126. В названном акте налоговый орган указал, что Общество по состоянию на 01.01.2000 имело недоимку по подоходному налогу в сумме 12 267 465 руб., удержанного с доходов его работников, и на момент окончания проверки имела 4 042 384 руб. задолженности по НДФЛ.
По результатам проверки налоговой инспекцией принято решение от 29.12.2003 N 08.3-12/1126 об отказе в привлечении Общества к ответственности. Решением налогового органа заявителю доначислено 4 042 384 руб. НДФЛ и 4 835 519 руб. 10 коп. пеней за его несвоевременное перечисление в бюджет, и 05.01.2004 направлено требование N 28734-08.3-12/405 об их добровольной уплате.
Общество не согласилось с решением и требованием налогового органа и обжаловало их в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявление Общества в полном объеме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" предприятия, учреждения, организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, удерживающие подоходный налог, обязаны:
- вести учет совокупного годового дохода, выплаченного физическим лицам в календарном году, в порядке и по форме, утверждаемым Государственной налоговой службой Российской Федерации;
- ежеквартально представлять в налоговый орган по месту своей регистрации отчет об итоговых суммах начисленных доходов и удержанных суммах налога.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" предприятия, учреждения, организации (в том числе филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, учреждений, организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет) обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда либо не позднее дня перечисления со счетов указанных организаций в банке по поручениям работников причитающихся им сумм. Предприятия, учреждения, организации (в том числе филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, учреждений, организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет), выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, перечисляют исчисленные суммы налога в банки не позднее дня, следующего за днем выплаты денежных средств на оплату труда.
Статьями 87 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены виды налоговых проверок, порядок и периодичность их проведения.
В силу статьи 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Правильность начисления, удержания и перечисления Обществом в бюджет подоходного налога за 1993-1995 годы налоговая инспекция не проверяла; выездную налоговую проверку за этот период не проводила. Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что задолженность по подоходному налогу в сумме 12 267 465 руб. образовалась до 01.01.2000, то есть за пределами периода проверки. На названную сумму начислены пени, а также предложено уплатить недоимку по НДФЛ, образовавшуюся с учетом суммирования данных лицевого счета на начало проверяемого периода, что налоговая инспекция не оспаривает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Из пунктов 3 - 5 статьи 75 НК РФ также следует, что для выяснения правомерности начисления пеней необходимо установить наличие у налогового агента не перечисленного в срок подоходного налога сумму этого налога, дату, с которой должны начисляться пени.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
В данном случае в соответствии с решением руководителя налогового органа период проверки - с 01.01.2000 по 01.01.2002, поэтому судом сделан правомерный вывод о том, что суммы налога, удержанные до 01.01.2000, и начисленные на них пени не должны включаться в сумму задолженности, выявленной в результате данной налоговой проверки.
При указанных обстоятельствах следует признать, что при вынесении решения нормы материального и процессуального права не нарушены, поэтому оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.08.2004 по делу N А42-631/04-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В.Дмитриев |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 ноября 2004 г. N А42-631/04-11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника