Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 апреля 2002 г. N А44-2183/01-С3
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Ветошкиной О.В., судей Почечуева И.П., Закордонской Е.П.,
при участии прокурора Афанасьева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокурора Новгородской области на решение от 10.12.01 (судья Ларина И.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 05.02.02 (судьи Духнов В.П., Анисимова З.С., Куропова Л.А.) Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-2183/01-С3,
установил:
Прокурор Новгородской области обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к администрации Демянского района (далее - администрация) о взыскании в пользу Демянского лесхоза (далее - лесхоз) 1 025 824,25 руб., не перечисленных лесхозу из бюджета района на воспроизводство лесов.
Решением от 10.12.01, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.02.02, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе прокурор просит отменить принятые по данному делу судебные акты и удовлетворить иск, указывая на неправильное применение судом правовых норм. Доводы кассационной жалобы поддержаны представителем прокуратуры в судебном заседании.
Лесхоз и администрация о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность судебных актов, кассационная инстанция считает их не подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела, в течение 1999 - 2001 годов в районный бюджет Демянского района перечислено 2 243 835 рублей лесных податей и арендной платы, а лесхозу из бюджета перечислено 214 834 рубля. Прокурор, считая, что лесхоз недополучил из бюджета Демянского района 1 025 824,25 руб. на восстановление лесного фонда, обратился в арбитражный суд с иском к администрации о принудительном взыскании этой суммы. Исковые требования основываются на статье 4 Областного закона Новгородской области "О мерах по реализации Лесного кодекса Российской Федерации на территории области" (в редакции статьи 1 Областного закона Новгородской области "О внесении изменений в Областной закон Новгородской области "О мерах по реализации Лесного кодекса Российской Федерации на территории области" от 01.06.99). Согласно этой норме лесные подати и арендная плата в размере минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, подлежат зачислению на счета отделений федерального казначейства в городах и районах Новгородской области, "... где распределяются в следующем соотношении: в федеральный бюджет - 40 процентов, в бюджеты городов и районов - 60 процентов (половина денежных средств подлежит перечислению лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством и расходуется на воспроизводство и охрану лесов)". Арбитражный суд пришел к правильному выводу, что указанная норма Областного закона противоречит федеральному законодательству. Согласно статье 106 Лесного кодекса Российской Федерации на финансирование расходов на воспроизводство лесов соответствующему территориальному органу управления лесным хозяйством направляется часть средств, поступивших в бюджет субъекта Российской Федерации. При этом финансирование должно производиться на основании нормативов, определяемых федеральным органом управления лесным хозяйством.
В соответствии со статьями 35, 36 Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, распоряжение средствами местных бюджетов осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах средств, переданных им в качестве субвенций или субсидий, которые в данном случае администрации Демянского района не выделялись. Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять расходование средств местного бюджета.
Из правовых актов, регулирующих права и обязанности органов местного самоуправления и органов по управлению лесным хозяйством, следует, что муниципальным образованиям не переданы государственные полномочия по использованию и охране лесов; лесхозы как территориальные подразделения Федеральной службы по лесному хозяйству входят в систему органов государственной власти и не находятся в ведении органов местного самоуправления. Поэтому наделение лесхозов правами получателей средств местных бюджетов противоречит статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда не имелось достаточных правовых оснований для принятия решения об удовлетворении иска прокурора.
Руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.12.01 и постановление апелляционной инстанции от 05.02.02 Арбитражного суда Новгородской области по делу N А44-2183/01-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу прокурора Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О. В. Ветошкина |
Е.П. Закордонская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 апреля 2002 г. N А44-2183/01-С3
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника