Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 декабря 2004 г. N А56-26163/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Марьянковой Н.В.,
судей Коробова К.Ю., Лавриненко Н.В.,
при участии от инспекции Халиуллиной О.Ю. (доверенность от 25.02.2004 N 13/2956),
рассмотрев 01.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2004 по делу N А56-26163/04 (судья Ульянова М.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Василек" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 09.06.2004 N 643/18-1 о привлечении его к административной ответственности на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении наказания в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Решением от 31.08.2004 постановление Инспекции от 09.06.2004 N 643/18-1 признано незаконным и отменено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, считая свои действия по вынесению оспариваемого постановления о назначении административного наказания законными и обоснованными.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество извещалось по адресу: город Санкт-Петербург, ул. Говорова, дом 29 (данный адрес указан в учредительных документах, там расположен принадлежащий Обществу магазин), однако уведомление вернулось в суд с отметкой почты о том, что организация по данному адресу не значится.
В судебном заседании представитель Инспекции пояснил суду, что Общество отказалось получить направленную в его адрес копию кассационной жалобы, о чем свидетельствует уведомление и почтовая корреспонденция с отметкой почты: "отказ от получения".
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие Общества, которое в силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считается извещенным надлежащим образом.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в ходе проведенной 08.06.2004 Инспекцией проверки соблюдения Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) установлен факт осуществления в принадлежащем Обществу магазине, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский просп., д. 90, денежных расчетов с населением при продаже товара без применения контрольно-кассовой машины (далее - ККМ).
Данный факт зафиксирован Инспекцией в акте от 08.06.2004 N 0557 и протоколе об административном правонарушении от 09.06.2004 N 0557/1. Постановлением от 09.06.2004 Общество привлечено к административной ответственности в виде наложения штрафа в сумме 30 000 руб. за нарушение статьи 5 Закона о ККТ на основании статьи 14.5 КоАП РФ, предусматривающей ответственность организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения ККМ.
Считая постановление Инспекции незаконным, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление Инспекции исходя из того, что Инспекцией не установлена вина Общества в административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ, и не учтены положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридического лица в виде наложения штрафа за продажу товара, выполнение работ и оказание услуг без применения контрольно-кассовой машины.
Факт неприменения контрольно-кассовой машины продавцом Лариной А.Н. при продаже товара установлен судом и не оспаривается заявителем. Совершение административного правонарушения подтверждено протоколом, составленным в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о ККТ на юридическое лицо возложена обязанность по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов, и именно оно является ответственным за выполнение этого требования.
Факт неприменения контрольно-кассовой техники свидетельствует о том, что Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
По смыслу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ, вина конкретного работника в совершении административного правонарушения не может являться основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности за правонарушение.
Поскольку продавец Ларина А.Н. осуществляла свою деятельность от имени и в интересах Общества и является его работником, то именно Общество несет ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники.
Кассационная инстанция считает также ошибочным вывод суда первой инстанции о малозначительности совершенного правонарушения.
В данном случае возможность привлечения юридического лица к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ не зависит от стоимости реализуемого без применения контрольно-кассовой техники товара.
Законодатель предусмотрел различные меры административной ответственности в зависимости от обстоятельств, смягчающих или отягчающих ее. С этой целью в статье 14.5 КоАП РФ за продажу товаров без применения контрольно-кассовой машины предусмотрено взимание штрафа с юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
В данном случае Инспекция наложила на Общество штраф в минимальном размере.
Сведения о каких-либо нарушениях Инспекцией порядка привлечения Общества к административной ответственности, влекущих незаконность оспариваемого постановления, в материалах дела отсутствуют.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, а в удовлетворении заявления Общества следует отказать.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.08.2004 по делу N А56-26163/04 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Василек" о признании незаконным постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга от 09.06.2004 N 643/18-1 отказать.
Председательствующий |
Н.В.Марьянкова |
Н.В.Лавриненко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 декабря 2004 г. N А56-26163/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника