Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 ноября 2004 г. N А13-5920/04-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д., Шевченко А.В., при участии от закрытого акционерного общества "Вологодская подшипниковая корпорация" Ивановой Е.Г. (доверенность от 03.11.2003 N 33),
рассмотрев 23.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Вологодская подшипниковая корпорация" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.07.2004 по делу N А13-5920/04-26 (судья Ралько О.Б.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Вологодская подшипниковая корпорация" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (после уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконными действий Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (далее - Инспекция) по взысканию денежных средств с расчетных счетов Общества на основании инкассовых поручений от 19.05.2003 N 5849 и N 5850.
Решением суда от 23.07.2004 Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять по данному делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, Общество не имело указанной в требовании от 27.04.2004 N 1335 недоимки по налогу на добавленную стоимость ввиду представления им 22.03.2004 декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2004 года, в которой предъявлен к возмещению налог на добавленную стоимость. Кроме того, налогоплательщик указывает на то, что он не был надлежащим образом уведомлен о вынесенном налоговым органом решении от 19.05.2004 N 729 о взыскании указанных сумм налога и пеней за счет его денежных средств на счетах в банках.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекция направила Обществу требование от 27.04.2004 N 1335 об уплате 2 378 293 руб. 12 коп. налога на добавленную стоимость и 34 430 руб. 55 коп. пеней по этому налогу. Согласно требованию установленный срок уплаты указанной суммы налога является 22.03.2004.
В связи с неисполнением Обществом требования от 27.04.2004 N 1335 Инспекция приняла решение от 19.05.2004 N 729 о взыскании указанных сумм налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
По инкассовым поручениям от 19.05.2004 N 5849 и N 5850 Инспекция произвела бесспорное взыскание со счетов Общества 2 378 293 руб. 12 коп. налога на добавленную стоимость и 34 430 руб. 55 коп. пеней.
Считая действия налогового органа по бесспорному взысканию со счетов налогоплательщика указанных сумм незаконными, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд не согласился с мнением налогоплательщика, указав на то, что сумма налога на добавленную стоимость, указанная налогоплательщиком в декларации по экспортным операциям как сумма налоговых вычетов, подлежащая возмещению из бюджета, не может считаться переплатой налога в бюджет до вынесения налоговым органом решения, предусмотренного пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным.
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Материалами дела подтверждается наличие у Общества 2 378 293 руб. 12 коп. недоимки по налогу на добавленную стоимость по внутреннему рынку, срок уплаты которого 22.03.2004, и следовательно, правомерность направления Инспекцией налогоплательщику требования от 27.04.2004 N 1335.
Неисполнение Обществом этого требования указывает на законность действий налогового органа по взысканию денежных средств налогоплательщика со счетов в банках по решению от 19.05.2004 N 729 путем направления в банк инкассовых поручений от 19.05.2004 N 5849 и N 5850.
Кассационная инстанция отклоняет довод Общества об отсутствии у него указанной в требовании от 27.04.2004 N 1335 недоимки по налогу на добавленную стоимость, так как 22.03.2004 им представлена декларация по этому налогу по ставке 0 процентов за февраль 2004 года, в которой предъявлен к возмещению налог на добавленную стоимость.
Как видно из материалов дела, 22.03.2004 Общество представило в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за февраль 2004 года, согласно которой подлежащая уплате в бюджет сумма налога составила 4 324 425 руб. Кроме того, налогоплательщик представил декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2004 года, в которой заявил к возмещению 4 474 623 руб. налога.
Решениями от 17.06.2004, принятыми по результатам камеральной проверки обоснованности применения Обществом налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 4 474 623 руб. за февраль 2004 года, Инспекция отказала налогоплательщику в возмещении указанной суммы налога.
По результатам камеральной проверки представленной Обществом 01.06.2004 уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за февраль 2004 года, в которой предъявлено к возмещению 4 474 623 руб. налога, Инспекция приняла решение от 25.06.2004 N 39/2 о возмещении налогоплательщику указанной суммы.
В соответствии с нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, изложенными в абзаце первом пункта 1 статьи 153, в статьях 164 (пункт 6), 165, 166 (пункты 6 и 1), 167 (пункт 9):
- налоговая база по операциям реализации товаров (работ, услуг) на экспорт формируется отдельно от налоговой базы по операциям реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке;
- сумма налога по операциям по реализации товаров на экспорт исчисляется по каждой такой операции;
- моментом определения налоговой базы по названным операциям является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;
- по экспортным операциям представляется отдельная декларация по итогам каждого налогового периода.
Статьей 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
Согласно пункту 6 статьи 166 НК РФ и пункту 6 статьи 164 НК РФ сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 статьи 166 НК РФ, и отражается в отдельной налоговой декларации.
Вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт производятся только после представления в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, и на основании отдельной декларации, указанной в статье 164 НК РФ (пункт 3 статьи 172 НК РФ).
Таким образом, выручка от реализации товаров (работ, услуг) на экспорт как объект обложения налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов и налоговые вычеты, относящиеся к операциям по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, учитываются отдельно от суммы налога, исчисленной по операциям реализации товаров на внутреннем рынке. На это прямо указано и в пункте 1 статьи 173 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ.
Следовательно, налогоплательщик должен отдельно определять и исполнять налоговые обязательства по декларации по внутреннему рынку и по декларации по экспортным операциям.
Как указано в абзаце втором пункта 2 статьи 173 НК РФ, превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые определены в статье 176 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы налоговых вычетов по экспортным операциям подлежат возмещению на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Причем в отличие от порядка возмещения налога на добавленную стоимость по операциям реализации товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке, изложенного в пунктах 1-3 статьи 176 НК РФ возмещение налога на добавленную стоимость по декларациям по экспортным операциям осуществляется только по решению налогового органа, которое должно быть принято не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Пунктом 4 статьи 176 НК РФ установлена обязанность налогового органа принять решение по результатам проверки декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов и приложенных к ней документов. Это должно быть либо решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм, либо решение об отказе (полностью или частично) в возмещении налога. Этой же статьей предусмотрены последствия неисполнения налоговым органом обязанности по принятию соответствующего решения. Как указано в абзаце пятом пункта 4 статьи 176 НК РФ, если налоговым органом в течение трехмесячного срока не вынесено решение об отказе и (или) не представлено налогоплательщику мотивированное заключение, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.
Из абзацев шестого - восьмого пункта 4 статьи 176 НК РФ следует, что в случае вынесения налоговым органом решения о возмещении из бюджета заявленной налогоплательщиком в декларации по экспортным операциям суммы налога на добавленную стоимость к возмещению эта сумма в первоочередном порядке засчитывается по решению налогового органа в счет погашения недоимки и по этому налогу, недоимки и пеней по иным налогам и сборам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат. При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу, недоимки и пеней по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
Если же налоговым органом принято решение об отказе в возмещении из бюджета заявленной налогоплательщиком в декларации по экспортным операциям суммы налога на добавленную стоимость, правовые основания для зачета или возврата из бюджета соответствующей суммы налога отсутствуют.
Таким образом, в соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ зачет или возврат сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих возмещению из бюджета согласно декларациям налогоплательщика по экспортным операциям, которые фактически являются суммами налоговых вычетов, осуществляются только налоговым органом и по его решению о возмещении (полностью или частично) из бюджета налогоплательщику указанной в декларации суммы налога.
Следовательно, до вынесения налоговым органом предусмотренного абзацем третьим пункта 4 статьи 176 НК РФ решения налогоплательщик при определении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет за текущий налоговый период согласно декларации по налогу на добавленную стоимость по внутреннему рынку, не вправе самостоятельно учитывать как переплату суммы налога, указанные налогоплательщиком в декларации по экспортным операциям как подлежащие возмещению из бюджета, поскольку в момент подачи декларации по экспортным операциям решение налогового органа о подтверждении права налогоплательщика на возмещение суммы налоговых вычетов еще не принято.
Кроме того, суммы налога на добавленную стоимость, указанные налогоплательщиком в декларациях по экспортным операциям как суммы налоговых вычетов, подлежащие возмещению из бюджета, не могут считаться переплатой налога в бюджет до вынесения налоговым органом предусмотренного пунктом 4 статьи 176 НК РФ решения еще ив связи с тем, что сам налогоплательщик указанные в названной декларации суммы налога в бюджет не уплатил. Возмещение налогоплательщику за счет бюджетных средств его фактических затрат, понесенных в связи с уплатой налога поставщикам материальных ресурсов, использованных при экспортных операциях, производится государством в лице налогового органа как поощрение (льгота), направленное на поддержку деятельности налогоплательщиков, связанной с экспортом продукции, так же, как и предоставление таким налогоплательщикам права на применение ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость.
Таким образом, 4 474 623 руб. налога, указанные Обществом в декларации по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за февраль 2004 года как подлежащая возмещению сумма налоговых вычетов, не могли считаться переплатой до вынесения налоговым органом решения от 25.06.2004 N 39/2 о возмещении указанной суммы.
Кроме того, на дату направления налоговым органом инкассовых поручений от 19.05.2004 N 5849 и N 5850 на бесспорное взыскание со счетов Общества 2 378 293 руб. 12 коп. налога на добавленную стоимость и 34 430 руб. 55 коп. пеней решение о возмещении Обществу налога на добавленную стоимость за февраль 2004 года Инспекцией не было принято.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод суда об отсутствии оснований для признания незаконными действий Инспекции по взысканию денежных средств с расчетных счетов Общества на основании инкассовых поручений от 19.05.2004 N 5849 и N 5850.
Кассационная инстанция считает несостоятельным довод Общества о том, что оно не было надлежащим образом уведомлено о вынесенном налоговым органом решении от 19.05.2004 N 729 о взыскании сумм налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Судом установлен и материалами дела подтверждается факт направления Обществу заказным письмом с уведомлением о вручении решения налоговой Инспекции от 19.05.2004 N 729 в установленный нормами Налогового кодекса Российской Федерации срок.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 23.07.2004 по делу N А13-5920/04-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Вологодская подшипниковая корпорация" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 ноября 2004 г. N А13-5920/04-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника