Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 декабря 2004 г. N А26-6764/04-24
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лавриненко Н.В.,
судей Казанцевой Р.В. и Матлиной Е.О.,
при участии от Некоммерческого партнерства Общества "Морской музей "Полярного Одиссея" Пичина Е.Л. (доверенность от 19.11.2004), от Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Карелия Ильиной Т.Ф. (доверенность от 15.11.2004 N 141), Тулкиной Е.А. (доверенность от 11.11.2004 N 126),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Некоммерческого партнерства Общества "Морской музей "Полярного Одиссея" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 27.09.2004 по делу N А26-6764/04-24 (судьи Шатина Г.Г., Зинькуева И.А., Переплеснин О.Б.),
установил:
Некоммерческое партнерство Общество "Морской музей "Полярного Одиссея" (далее - Музей) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Управление) от 12.05.2004 N 10 о привлечении к административной ответственности на основании части второй статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 26.07.2004 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.09.2004 решение отменено. В удовлетворении заявления Музею отказано.
В кассационной жалобе Музей просит постановление апелляционной инстанции отменить. Податель жалобы указывает на то, что суд апелляционной инстанции не учел следующее: действия Музея были направлены на недопущение нанесения вреда состоянию водного объекта со стороны общества с ограниченной ответственностью "Альком"; Музей принял все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых он привлечен к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Музея поддержал доводы, изложенные в жалобе, и просил удовлетворить ее.
Представители Управления с доводами жалобы не согласились и просили отказать в ее удовлетворении.
Законность обжалуемого судебного акта проверена кассационной инстанцией.
Как следует из материалов дела, Комитет природных ресурсов по Республике Карелия выдал Музею лицензию от 24.08.2000 серии ПТЗ N 00185 на водопользование с целью размещения "музея на воде". Лицензия выдана на срок до 31.12.2005. Неотъемлемой частью лицензии являются условия пользования водным объектом (л.д. 21, 22), в соответствии с которыми Музей был вправе использовать предоставленную часть акватории Онежского озера только для стоянки "музея на воде" на плавучем понтоне с пришвартованными к нему историческими копиями судов; выполнять требования по охране водных ресурсов, окружающей природной среды, установленные законодательством, нормами и правилами Российской Федерации и Республики Карелия.
Между Музеем и Комитетом природных ресурсов по Республике Карелия заключен договор пользования поверхностными водными объектами на срок до 31.12.2005. По условиям договора водопользователь обязан вести систематическое наблюдение за водным объектом, водохозяйственной зоной, прибрежной полосой и представлять необходимую информацию бесплатно в установленные сроки в органы лицензирования и другие, специально уполномоченные органы.
26.04.2001 внесены дополнения к условиям пользования водным объектом, в музейный комплекс включен лихтер N 8866 "Ковчег Одиссея" для уменьшения волновой нагрузки на музей (волнорез), принадлежащий на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Морской историко-культурный центр". Собственник передал лихтер в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Северный Альянс", которое переуступило право аренды обществу с ограниченной ответственностью "Альком" (далее - ООО "Альком"). ООО "Альком" организовало торговое предприятия общественного питания - кафе "Таверна "Ковчег Одиссеев".
Протоколом от 12.05.2004 N 25/1-вод об административной ответственности установлено, что в нарушение водного законодательства Российской Федерации, пунктов 3.5 и 5 Условий пользования водным объектом Музей не внес в лицензию соответствующие изменения, касающиеся организации кафе, в период с января 2003 года по май 2004 года не осуществлялся лабораторный контроль за качеством воды на используемом участке водной акватории, результаты гидрохимического анализа воды в Управление не представлялись.
На основании указанного протокола об административном правонарушении постановлением Управления от 12.05.2004 N 10 Музей привлечен к административной ответственности в соответствии с частью третьей статьи 2.1 и частью второй статьи 8.14 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Музей обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением об отмене указанного постановления Управления, полагая, что не должен нести ответственность за нарушение правил водопользования другими лицами.
Согласно статье 92 Водного кодекса Российской Федерации водопользователи обязаны рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом, вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематическое наблюдение за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно в установленные сроки в специально уполномоченный государственный орган.
Отменяя решение суда, который, установив факт совершения Музеем административного правонарушения, неправильно применил положения статьи 2.9 КоАП РФ, апелляционная инстанция правомерно указала на то, что Музей не принял все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за которые он подвергнут административному наказанию. Кроме того, апелляционная инстанция обоснованно указала на то, что в силу статьи 2.2 КоАП РФ правонарушение может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности. Однако эта форма вины не может служить основанием для освобождения от ответственности. Апелляционная инстанция правомерно отклонила довод Музея о том, что водному объекту не было причинено вреда, сославшись на отсутствие в статье 8.14 КоАП указания на зависимость привлечения к административной ответственности за допущенное нарушение от наличия факта причинения ущерба водному объекту.
Те обстоятельства, который суд первой инстанции посчитал доказательствами малозначительности правонарушения, суд апелляционной инстанции правомерно признал основанием для смягчения наказания, что и было сделано Управлением при определении наказания в минимальном размере, установленном статьей 8.14 КоАП РФ.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции соответствующим требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, а доводы жалобы неубедительными.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 27.09.2004 по делу N А26-6764/04-24 оставить без изменения, а кассационную жалобу Некоммерческого партнерства Общества "Морской музей "Полярного Одиссея" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В.Лавриненко |
Е.О.Матлина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 декабря 2004 г. N А26-6764/04-24
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника