Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 ноября 2004 г. N А26-4477/04-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Абакумовой И.Д. и Шевченко А.В., при участии от государственного учреждения культуры Министерства обороны Российской Федерации "Петрозаводский гарнизонный дом офицеров" Шаркевича И.Н. (доверенность от 20.11.2002), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия Осиповой О.В. (доверенность от 19.01.2004 N 1.4-07/9), рассмотрев 23.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения культуры Министерства обороны Российской Федерации "Петрозаводский гарнизонный дом офицеров" на решение от 17.06.2004 (судья Шатина Г.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 07.09.04 (судьи Зинькуева И.А., Кудрявцева Н.И., Тойвонен И.Ю.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-4477/04-26,
установил:
Государственное учреждение культуры Министерства обороны Российской Федерации "Петрозаводский гарнизонный дом офицеров" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - ИМНС) от 29.04.2004 N 4.4-14/184.
Решением от 17.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 07.09.04 Учреждению отказано в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе ее податель, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В судебном заседании представитель ИМНС просил оставить судебные акты в силе, а представитель Учреждения - удовлетворить жалобу.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ИМНС провела камеральную налоговую проверку представленной Учреждением декларации за III квартал 2003 года, в которой отражены суммы выручки по операциям, не подлежащим налогообложению, - оказание учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым, в частности, согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) относится реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности; реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.
ИМНС не приняла указанные суммы выручки как не подлежащие обложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС), поскольку, по ее мнению, учреждение использовало не зарегистрированные в налоговой инспекции билеты на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий по форме, утвержденной в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
По результатам проверки ИМНС составила акт от 02.04.2004 N 4.4-13/135 и приняла решение от 29.04.2004 N 4.4-14/184 о привлечении Учреждения на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ к налоговой ответственности в виде 10 896 руб. штрафа за неполную уплату НДС.
К учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро, заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
Формы входных билетов и абонементов на проводимые учреждениями культуры и искусства театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия и экскурсионных билетов приравниваются в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации к формам, утвержденным приказом Министерства финансов России от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности", и к прилагаемому к этому приказу (Приложение 3) образцу билета для театрально-концертных, культурно-просветительных организаций и учреждений.
Под учреждениями культуры и искусства понимаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности. При оказании услуг в этой сфере иными организациями, имеющими в качестве обособленных или структурных подразделений библиотеку, музей, клуб и т.п., освобождение от налога предоставляется при наличии у организации соответствующего кода ОКОНХ и выполнении требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 149 НК РФ. В силу требований пункта 4 статьи 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями этой статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
Суд установил, что основным видом деятельности Учреждения является проведение культурных и развлекательных мероприятий. Более того, согласно Положению "Об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 609, приказом Министерства обороны Российской Федерации от 06.12.96 N 445, а также Положению о домах офицеров и офицерских клубах Вооруженных Сил Российской Федерации дома офицеров отнесены к военным учреждениям культуры.
Бланк строгой отчетности заменяет кассовый чек. Обязательные реквизиты, которые должен содержать чек, перечислены в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745.
Как правильно указывает налогоплательщик, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 2 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. Заявитель при осуществлении наличных денежных расчетов использовал билет, форма которого, а также порядок выдачи и реализации, установлены Инструкцией по ведению билетного хозяйства в учреждениях культуры Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.0880426.97 N 322. Кроме этого, приказом Министра обороны Российской Федерации от 28.03.2001 N 135 разрешено использовать при ведении бухгалтерского учета до полного израсходования запасов первичные учетные документы, ранее установленные приказом Министра обороны Российской Федерации.
Формы входных билетов, абонементов и экскурсионных путевок утверждены приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н.
Согласно пункту 2.16 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Министерством финансов СССР от 29.07.83 N 105, и пункту 1.4 Методических указаний о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями Министерства культуры Российской Федерации (письмо Минкультуры России от 13.04.2000 N 01-67/16-21) билеты, путевки, абонементы и квитанции печатаются типографским способом с обозначением серии и порядкового номера или изготавливаются самостоятельно с помощью имеющихся в наличии технических средств (персональных компьютеров и пр.), с соблюдением нумерации, наносимой с помощью нумератора, и применением специальной программы автонумерации, исключающей возможность повтора в использовании номера.
Кроме того, налогоплательщик не учел, что для применения льготы, установленной статьей 149 НК РФ, а также вычетов по НДС предусмотрены специальные правила.
В частности, на чеке должны быть указаны идентификационный номер налогоплательщика и полное наименование организации. Следовательно, эту же информацию нужно приводить и на бланке.
Согласно писем Министерства финансов России от 26.12.2002 N 16-00-24/61 и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.04.2002 N АС-6-06/476 на бланках строгой отчетности в качестве обязательных реквизитов указываются наименование организации и идентификационный номер налогоплательщика.
Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что Учреждение реализует входные билеты, изготовленные на бланках строгой отчетности по форме, установленной Министерством обороны Российской Федерации. Однако в билетах, реализуемых Учреждением, не указан идентификационный номер налогоплательщика (лист дела 27), и не подтверждено наличие раздельного учета операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению, поэтому использование льготы по НДС в таком случае невозможно.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 17.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 07.09.04 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-4477/04-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения культуры Министерства обороны Российской Федерации "Петрозаводский гарнизонный дом офицеров" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В.Дмитриев |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 ноября 2004 г. N А26-4477/04-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника