Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 30 ноября 2004 г. N А05-4580/04-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Дмитриева В.В. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 23.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение от 08.06.2004 (судья Лепеха А.П.) и постановление апелляционной инстанции от 03.09.2004 (судьи Волков Н.А., Тряпицына Е.В., Звездина Л.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4580/04-14,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания "Велес" (далее - ООО "ЛПК "Велес", Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Архангельской области, в настоящее время - Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговая инспекция), от 05.04.2004 N 44 о доначислении 65 449 руб. 42 коп. налога на добавленную стоимость, начислении 1 234 руб. пеней за неполную уплату этого налога и привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 10 095 руб. 80 коп. штрафа, а также требования налоговой инспекции от 05.04.2004 N 221 об уплате налога и пеней.
Решением суда от 08.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.09.2004, ненормативные акты налогового органа признаны недействительными.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 08.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.09.2004 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - статьи 169 НК РФ, которой установлены требования к порядку составления счетов-фактур, и статьи 172 НК РФ, определяющей порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Стороны, извещенные о месте и времени слушания спора надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛПК "Велес" представило в налоговую инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость за ноябрь и декабрь 2003 года.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных деклараций, по результатам которой приняла решение от 05.04.2004 N 44 о доначислении Обществу 65 449 руб. 42 коп. налога на добавленную стоимость (в том числе 14 970 руб. 67 коп. за ноябрь 2003 года и 50 478 руб. 95 коп. за декабрь 2003 года); начислении 1 234 руб. пеней за неполную уплату налога, а также о привлечении ООО "ЛПК "Велес" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 10 095 руб. 80 коп. штрафа. Основанием для вынесения такого решения послужил вывод налогового органа о злоупотреблении Общества правом на возмещение налога в связи с тем, что его контрагент - общество с ограниченной ответственностью "Компания "Виал" (далее - ООО "Компания "Виал", компания) не состоит на учете в налоговой инспекции по Фрунзенскому району города Ярославля и индивидуальный номер налогоплательщика (далее - ИНН), указанный в счетах-фактурах, выставленных от имени ООО "Компания "Виал", данной организации не принадлежит. В тот же день, 05.04.2004, налогоплательщику было направлено требование N 221 об уплате налога и пеней до 20.04.2004.
Общество посчитало решение и требование налогового органа незаконными и оспорило их в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований ООО "ЛПК "Велес" ссылается на то, что им выполнены все условия, с которыми законодательством о налоге на добавленную стоимость связывается право налогоплательщика на возмещение налога.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами налогоплательщика и признали недействительными оспариваемые им ненормативные акты налогового органа.
Кассационная инстанция считает судебные акты подлежащими отмене.
Согласно пунктам 1-2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты, которым подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
Как следует из приведенных норм, налогоплательщик вправе предъявить к вычету налог на добавленную стоимость только в случае фактической уплаты суммы этого налога поставщику, а также при условии представления в налоговый орган счетов-фактур и документов, подтверждающих уплату налога и принятие товарно-материальных ценностей на учет.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, сделали вывод о том, что Общество выполнило все установленные законодательством условия. Однако судами не дана оценка имеющемуся в материалах дела письму ООО "Компания "Виал" (лист дела 114), из которого следует, что компания не заключала никаких договоров с ООО "ЛПК "Велес" и, соответственно, не направляла в адрес Общества документов об отгрузке товара и его оплате.
Суд не принял во внимание и то обстоятельство, что в договоре поставки от 01.11.2003, заключенном ООО "Компания "Виал" с ООО "ЛПК "Велес", не указано, кто и на основании каких документов подписывал договор от имени ООО "Компания Виал".
Как видно из материалов дела, оплата по договору с ООО "Компания Виал" производилась посредством выдачи разным физическим лицам наличных денежных средств мелкими суммами. Причем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что указанные лица уполномочены ООО "Компания Виал" на получение денежных средств.
Необходимо также учитывать, что счета-фактуры, представляемые налогоплательщиком в обоснование правомерности применения налоговых вычетов, должны соответствовать требованиям, установленным статьей 169 НК РФ, поскольку, как прямо указано в пункте 2 названной нормы, счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Подпунктами 1-3 пункта 5 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что в счете-фактуре должны быть указаны порядковый номер и дата выписки счета-фактуры; наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Имеющиеся в материалах дела счета-фактуры не соответствуют приведенным требованиям, поскольку не содержат адреса продавца, а также наименования и адреса грузоотправителя. Кроме того, в счете-фактуре от 21.11.2003 N 350 указан ИНН продавца - 7607020136, а в других счетах-фактурах - 7627020136.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не дана оценка изложенным обстоятельствам, суд кассационной инстанции считает, что решение от 08.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.09.2004 не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует изучить и дать оценку доводам, приведенным налоговой инспекцией, и с их учетом установить, правомерно ли Общество предъявило к вычету спорную сумму налога на добавленную стоимость.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 08.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 03.09.2004 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4580/04-14 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 ноября 2004 г. N А05-4580/04-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника