Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 8 декабря 2004 г. N А26-1911/04-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Сосниной О.Г.,
судей Кустова А.А., Тарасюка И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 15.09.2004 по делу N А26-1911/04-14 (судьи Кудрявцева Н.И., Зинькуева И.А., Тойвонен И.Ю.),
установил:
Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК) и администрации города Петрозаводска (далее - Администрация) о взыскании 1 144 318 руб. 82 коп. расходов, которые истец произвел в связи с предоставлением в 2002-2003 годах 50-процентной скидки по оплате коммунальных услуг лицам, перечень которых определен Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон) и Положением о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 N 419 (далее - Положение).
Определением от 16.04.2004 к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).
Решением от 20.07.2004 (судья Денисова И.Б.) истребуемая сумма взыскана с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации. В иске к Минфину РК и Администрации отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.09.2004 решение суда отменено в части. С Минфина РК за счет казны Республики Карелия в пользу МУП "Водоканал" взыскано 1 144 318 руб. 82 коп. расходов. В иске к Минфину РФ отказано. В части отказа в иске к Администрации решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РК просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, в качестве законодательства Российской Федерации, определяющего источники финансирования указанной льготы, могут выступать только федеральные законы, тогда как Закон не определяет источник возмещения затрат от предоставленных льгот.
МУП "Водоканал", Администрация, Минфин РК и Минфин РФ надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в 2002-2003 годах МУП "Водоканал" при взимании платы за коммунальные услуги во исполнение Закона и Положения предоставляло 50-процентную льготу соответствующим категориям граждан.
В связи с этим у истца возникли убытки в сумме 1 144 318 руб. 82 коп., что и послужило основанием для обращения МУП "Водоканал" в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 16 Закона лица, подвергшиеся политическим репрессиям, обладают правом на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством.
Статьей 17 Закона предусмотрено, что порядок предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Положения финансирование расходов на предоставление льгот этим лицам производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о необходимости взыскания суммы убытков с Минфина РК.
Обоснованно сославшись на нормы статей 16, 17 Закона и пункт 14 Положения, суд апелляционной инстанции правомерно установил обязанность казны Республики Карелия по возмещению убытков истца от незаконных действий (бездействия) государственных органов.
Кассационная инстанция считает, что суд апелляционной инстанции правомерно применил нормы статей 19, 20 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", делая вывод об отсутствии оснований для ответственности Администрации.
В связи с тем, что кассационная инстанция не усмотрела из материалов дела каких-либо нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлекших за собой принятие неправильного судебного акта, кассационная жалоба не может быть удовлетворена.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 15.09.2004 по делу N А26-1911/04-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Г. Соснина |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 декабря 2004 г. N А26-1911/04-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника