Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 29 ноября 2004 г. N А26-2619/04-13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А.,
судей Кирилловой И.И., Тарасюка И.М.,
при участии от Министерства финансов Российской Федерации Дорошина А.Е. (доверенность от 12.04.2004),
рассмотрев 23.11.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 30.06.2004 (судья Мельник А.В.) и постановление апелляционной инстанции от 03.09.2004 (судьи Тойвонен И.Ю., Кудрявцева Н.И., Зинькуева И.А.) Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-2619/04-13,
установил:
Петрозаводское муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Казначейство), Министерству финансов Республики Карелия (далее - Минфин РК), Территориальному управлению Министерства труда и социального развития Республики Карелия по городу Петрозаводску о взыскании 27 201 руб. 36 коп. расходов, образовавшихся в связи с предоставлением в 2003 году льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Определением от 06.05.2004 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство труда и социального развития Республики Карелия и государственное учреждение социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска".
Решением суда от 30.06.2004 исковые требования удовлетворены полностью путем взыскания с Минфин РФ 27 201 руб. 36 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.09.2004 решение отменено на основании части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку суд первой инстанции в резолютивной части решения не высказал своего мнения в отношении других ответчиков по делу. Исковые требования удовлетворены путем взыскания с Минфина РФ 27 201 руб. 36 коп. В иске к Минфину РК и Казначейству отказано.
Дополнительным постановлением апелляционной инстанции от 10.09.2004 резолютивная часть постановления апелляционной инстанции от 03.09.2004 уточнена. В иске к Территориальному управлению Министерства труда и социального развития Республики Карелия по городу Петрозаводску отказано.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит обжалуемые судебные акты отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению подателя жалобы, рассмотрение дела в отсутствие представителей Министерства труда и социального развития Республики Карелия и государственного учреждения социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска" привело к принятию неправильного решения, взыскание с Минфина РФ недополученных доходов истца при наличии остатка неизрасходованных средств, выделенных Республике Карелия из федерального бюджета на финансирование расходов по реализации Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", является неправомерным.
Предприятие, Казначейство, Минфин РК, Территориальное управление Министерства труда и социального развития Республики Карелия по городу Петрозаводску, Министерство труда и социального развития Республики Карелия и государственное учреждение социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска", будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, кассационная инстанция считает, что они подлежат оставлению в силе.
Как следует из материалов дела, предприятие в 2003 году на основании статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон) при взимании платы за коммунальные услуги учитывало скидку в размере 50% с установленной платы за отпуск питьевой воды и сбрасываемые в систему водоотведения сточные воды гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с Законом. При названных обстоятельствах истец недополучил доход от реализации услуг, который он и просил взыскать.
Статьей 14 Закона гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, и членам их семей, проживающим с ними, установлена скидка в размере 50% с установленной платы за коммунальные услуги, в том числе за водоснабжение и водоотведение.
Статьей 5 Закона установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым. Порядок финансирования расходов, в том числе порядок компенсации организациям независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, местным органам власти и управления расходов, связанных с его реализацией в части норм, отнесенных к их компетенции, устанавливается Правительством Российской Федерации, если не оговорено иное.
Порядок финансирования расходов, связанных с реализацией Закона, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1996 N 506 (далее - Порядок).
В соответствии с положениями Порядка финансирование льгот осуществляется из федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели на соответствующий год, и является строго целевым.
Согласно пункту 2 Порядка Главное управление федерального казначейства Минфина РФ производит ежемесячно авансовые перечисления средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование расходов, связанных с предоставлением предусмотренных указанным Законом льгот и компенсаций, в распоряжение органов федерального казначейства в субъектах Российской Федерации. Средства на следующий месяц перечисляются в размере фактических выплат, произведенных за предыдущий месяц, с последующим уточнением.
В соответствии со статьями 53 и 54 Закона Российской Федерации от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" и приложением N 15 к нему Республике Карелия предусмотрено выделение субсидий из Фонда компенсаций на реализацию Закона в размере 4837,0 тыс. руб.
Согласно имеющимся в деле данным эта сумма была перечислена в 2003 году на лицевой счет Минфина РК, который полностью распределил ее до окончания года получателям бюджетных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2002 N 310 были утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств, выделяемых из Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 г. N 3061-I), Федеральных законов "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне".
В соответствии с пунктами 12 и 13 указанных Правил Минфин РФ по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может направлять недоиспользованные средства, выделенные бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию законов о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф, на погашение задолженности перед получателями этих средств.
Субсидии имеют целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Кассационной инстанцией не может быть принят довод подателя жалобы о неправомерности взыскания с Минфина РФ недополученных доходов истца при наличии остатка неизрасходованных средств, выделенных Республике Карелия из федерального бюджета на финансирование расходов по реализации Закона, поскольку сведений о наличии такого остатка на конец 2003 года суду не представлено, а остаток нераспределенных средств, выделенных Республике Карелия в 2004 году, не свидетельствует о том, что эти суммы превышают пределы средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2004 год. Доказательств перечисления Республике Карелия в 2003-2004 годах сумм, превышающих пределы средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на 2003-2004 годы либо направляемых для погашения задолженности по возмещению недополученных доходов предприятиям, оказывающим льготные услуги, Минфином РФ не представлено.
Не может быть принят также и довод подателя жалобы о том, что рассмотрение дела в отсутствие представителей Министерства труда и социального развития Республики Карелия и государственного учреждения социальной защиты "Центр социальной работы города Петрозаводска" привело к принятию неправильного решения, поскольку судом были исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, свидетельствующие о том, что все средства в пределах доведенных до них бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов были перечислены предприятиям, оказывающим коммунальные услуги.
Размер взысканных в пользу предприятия за счет Минфина РФ денежных средств подтверждается материалами дела и ответчиками не оспаривается.
Таким образом, суд при наличии доказательств, подтверждающих факт предоставления льгот, правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленного истцом требования.
С учетом вышеизложенного оснований для отмены постановлений апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 03.09.2004 и от 10.09.2004 по делу N А26-2619/04-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
И.М. Тарасюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2004 г. N А26-2619/04-13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника