Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 декабря 2004 г. N А56-19220/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.В., Ломакина С.А.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга ведущего специалиста Воронюк В.В. (доверенность от 06.04.2004 N 19/13401), от открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" старшего юрисконсульта Радула М.В. (доверенность от 22.12.2003 N 173-юр),
рассмотрев 02.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2004 по делу N А56-19220/04 (судья Галкина Т.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - Общество, ОАО "Морской порт Санкт-Петербург") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 19.04.2004 N 04-08-222 об отказе в возмещении из бюджета 10 117 718 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2003 года по экспортным операциям.
Решением суда от 08.07.2004 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Податель жалобы утверждает о несоответствии материалам дела вывода суда относительно доказанности заявителем правомерности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в декларации по НДС за ноябрь 2003 года по экспортным операциям. В подтверждение этого утверждения Инспекция ссылается на наличие в действиях Общества и его поставщиков признаков "схемы, направленной на необоснованное возмещение НДС из бюджета".
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества представил отзыв и просил решение суда оставить без изменения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" реализовало товар (металлолом) на экспорт и представило в Инспекцию декларацию по НДС за ноябрь 2003 года по налоговой ставке 0 процентов с комплектом документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ и статьями 171-172 НК РФ, подтверждающих право налогоплательщика на возмещение из бюджета 10 117 718 руб. НДС.
Налоговой инспекцией проведена камеральная проверка представленных Обществом декларации и документов, по результатам которой решением от 19.04.2004 N 04-08-222 налоговый орган отказал заявителю в возмещении из бюджета 10 117 718 руб. НДС.
Инспекция установила, что Общество оплатило полученный от общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Адмиралтейские верфи. Производственный участок N 16" товар платежными поручениями, а также векселями открытого акционерного общества (далее - ОАО) "Промышленно-строительный банк", Санкт-Петербург. ООО "Адмиралтейские верфи. Производственный участок N 16" в свою очередь передало указанные векселя в счет оплаты за товар своему поставщику - ООО "Европром". ООО "Европром" предъявило векселя к погашению в ОАО "Промышленно-строительный банк" через 1-2 дня после их составления. Счета-фактуры на металлолом по цепочке ООО "Европром" - ООО "Адмиралтейские верфи. Производственный участок N 16" - ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" оформлены одним днем.
Инспекция также выявила, что ООО "Европром" не находится по своему юридическому адресу и не отвечает на телефонные звонки.
Указанные обстоятельства, по мнению Инспекции, свидетельствует о недействительности сделок, совершенных с целью противной основам правопорядка и нравственности и позволяют судить о наличии в действиях Общества и его поставщиков признаков "схемы, направленной на необоснованное возмещение НДС из бюджета".
Не согласившись с таким решением, Общество обжаловало его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговые органы в порядке и сроки, установленные пунктом 9 статьи 167 НК РФ, документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 165 НК РФ при реализации товаров на экспорт для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации; выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке; грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации, а также копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающими вывоз товара за пределы территории Российской Федерации (либо оформленных с учетом особенностей, установленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ).
Общество в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 165 НК РФ представило налоговому органу полный комплект документов, подтверждающих как факт реализации товаров на экспорт и поступления валютной выручки, так и права на налоговые вычеты.
Эти же документы оценены судом первой инстанции и признаны надлежащими.
Суд также установил факт оплаты Обществом металлолома и уплаты НДС из собственных средств, то есть несение реальных затрат по приобретению экспортируемого товара.
Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями названной статьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Кассационной инстанцией отклоняются доводы налогового органа, изложенные в жалобе.
ООО "Европром" не является поставщиком Общества и не связано с ним торговыми отношениями. Более того, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 16.10.2003 N 329-О разъяснил, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Следовательно, в случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения поставщиками товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, обязанностей, установленных пунктами 1 и 5 статьи 173 НК РФ, по уплате в бюджет сумм налога, выставленных ими в счете-фактуре и оплаченных покупателем, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении налогоплательщиком этих обязанностей и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм НДС, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг).
Кассационная инстанция считает несостоятельной и ссылку налогового органа на то, что ООО "Европром" предъявило векселя к погашению в ОАО "Промышленно-строительный банк" через 1-2 дня после их составления, а счета-фактуры на металлолом по цепочке ООО "Европром" - ООО "Адмиралтейские верфи. Производственный участок N 16" - ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" оформлены одним днем, так как данное обстоятельство не противоречит нормам налогового и гражданского законодательства, а доказательства, свидетельствующие о наличии недобросовестности в действиях Общества, Инспекция не представила. Низкую рентабельность заключенных сделок налоговый орган надлежащими документами не доказал.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что судом сделан правильный вывод об отсутствии у налогового органа правовых оснований для отказа Обществу в возмещении 10 117 718 руб. НДС по декларации за ноябрь 2003 года.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.07.2004 по делу N А56-19220/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 декабря 2004 г. N А56-19220/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника