Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 декабря 2004 г. N А56-23327/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Кирейковой Г.Г., Троицкой Н.В., при участии от негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" юрисконсульта Рюмцевой И.И. (доверенность от 29.11.2004 N 573/01-16), бухгалтера Маяковой Т.В. (доверенность от 29.11.2004 N 573/01-16), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области ведущего специалиста Никитина И.А. (доверенность от 08.01.204 N 07-06/129),
рассмотрев 02.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2004 по делу N А56-23327/04 (судья Лопато И.Б.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" (далее - учреждение, институт) 100 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение им срока представления налоговой декларации по сбору на содержание муниципальной милиции (далее - целевой сбор) за третий квартал 2003 года.
Решением суда от 06.08.2004 инспекции отказано в удовлетворении заявления. В обоснование отказа суд сослался на отсутствие вины ответчика в совершении правонарушения.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 06.08.2004, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение, указывая на неправомерность доводов инспекции, просит оставить решение суда от 06.08.2004 без изменения.
В судебном заседании стороны поддержали свою правовую позицию по делу.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, учреждение 20.10.2003 представило в инспекцию налоговую декларацию по целевому сбору за третий квартал 2003 года, согласно которой подлежал уплате в бюджет сбор на содержание муниципальной милиции в сумме 9 руб. В связи с введением новых форм деклараций учреждение направило 03.12.2003 в инспекцию декларацию по новой установленной форме, причем изменения и дополнения в расчет не вносились.
По итогам камеральной проверки инспекцией составлено письмо от 27.01.2004 N 899, в котором зафиксирован факт нарушения учреждением срока подачи декларации по целевому сбору. Рассмотрев итоги камеральной проверки, налоговый орган вынес решение от 05.02.2004 N 14-96 о привлечении учреждения к налоговой ответственности в виде взыскания 100 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по целевому сбору за третий квартал 2003 года. Основанием для привлечения учреждения к ответственности явилось, по мнению налогового органа, несоответствие первоначально поданной налоговой декларации типовым формам налоговых деклараций по целевым сборам на благоустройство территорий и содержание муниципальной милиции, утвержденных решением собрания представителей муниципалитета муниципального образования "Киришский район" от 27.08.2003 N 37/240 (далее - Решение N 37/240). Повторная декларация, соответствующая новым типовым формам, подана учреждением с нарушением срока представления расчетов по целевому сбору.
На основании этого решения инспекцией выставлено требование от 05.02.2004 N 78 об уплате налоговой санкции в добровольном порядке в срок до 16.02.2004.
Поскольку учреждение не уплатило штраф в добровольном порядке, налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о его взыскании.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 4 Приложения 2 к решению собрания представителей муниципального образования "Киришский район" Ленинградской области от 28.11.2001 N 15/126, которым утверждено Положение о целевых сборах с предприятий, учреждений и организаций на содержание муниципальной милиции, плательщики целевого сбора ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в налоговую инспекцию расчет по установленной форме.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления отнесены к законодательству о налогах и сборах (пункты 5 и 6 статьи 1 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Из материалов дела следует, что после представления 20.10.2003 первоначальной налоговой декларации учреждением 30.10.2003 получено сообщение инспекции о новых формах деклараций по целевым сборам на благоустройство территорий и содержание муниципальной милиции, утвержденных Решением N 37/240 (л.д. 27). Кроме того, ответчиком 24.11.2003 получено уведомление о том, что представленная 20.10.2003 декларация не соответствует новой типовой форме (л.д. 30).
При вынесении решения суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии вины учреждения во вменяемом ему правонарушении. В своем решении суд указал на то, что на момент подачи первоначальной декларации до сведения налогоплательщика не была доведена ее новая типовая форма, поскольку она не была опубликована, вследствие чего ответчик не знал и не мог знать о введении в действие новой и истечении срока действия старой формы декларации.
Суд кассационной инстанции считает этот вывод суда соответствующим обстоятельствам дела.
В жалобе инспекция ссылается на то обстоятельство, что Решение N 37/240, которым утверждены новые типовые формы деклараций, опубликовано в приложении "Ведомости" N 98 (10898) к газете "Киришский факел" N 16 (125) от 11.09.2003. В соответствии со статьей 5 НК РФ данное решение муниципального образования вступило в силу через месяц после опубликования, то есть 11.10.2003. Таким образом, по мнению налогового органа, поскольку опубликование документа и вступление его в силу состоялись до истечения срока подачи учреждением декларации за третий квартал 2003 года, то отсутствовали юридические препятствия для получения заинтересованным лицом - налогоплательщиком надлежащей формы декларации по целевому сбору.
Суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что Решение N 37/240 действительно опубликовано в приложении "Ведомости" N 98 (10898) к газете "Киришский факел" N 16 (125) от 11.09.2003. Однако инспекцией не учтено, что приложение к Решению N 37/240, содержащее типовые формы деклараций, не было опубликовано. Обязанность же по представлению форм установленной отчетности, закрепленную подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ, налоговый орган исполнил несвоевременно.
Следовательно, налогоплательщик на момент подачи первоначальной декларации не имел и не мог иметь информации о новых типовых формах расчетов по целевым сборам.
Согласно пункту 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Довод инспекции о том, что расчет целевого сбора на бланке старой формы не может считаться поданным, несостоятелен. Данный расчет фактически идентичен новой форме декларации, содержит те же сведения, необходимые для исчисления и уплаты сбора за спорный период и соответствует понятию "налоговая декларация", приведенному в статье 80 НК РФ.
Президиум Высшего Арбитражного Суда в пункте 21 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 указал на то, что в процессе правоприменительной практики недопустимо расширение сферы действия норм Налогового кодекса Российской Федерации о налоговой ответственности.
Поскольку статьей 119 НК РФ ответственность за представление декларации по неустановленной (старой) форме не предусмотрена, суд правомерно отказал инспекции в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, вывод суда о том, что решение инспекции о привлечении учреждения к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ в виде взыскания 100 руб. штрафа является незаконным, соответствует требованиям законодательства о налогах и сборах. Следовательно, жалоба инспекции не подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2004 по делу N А56-23327/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Киришскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 декабря 2004 г. N А56-23327/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника