Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 декабря 2004 г. N А44-3824/04-С15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В. и Морозовой Н.А., при участии от открытого акционерного общества "Стройдеталь" Ивановой С.О. (доверенность от 29.11.04 N 430),
рассмотрев 30.11.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 22.07.04 по делу N А44-3824/04-С15 (судья Пестунов О.В.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Стройдеталь" (далее - Общество) 49 100 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 22.07.04 Инспекции отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение от 22.07.04, ссылаясь на то, что суд неправомерно исчислил срок давности взыскания налоговой санкции со дня внесения Инспекцией записи о наличии недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в карточку лицевого счета налогоплательщика (21.03.01). По мнению подателя жалобы, налоговый орган обратился с заявлением в суд в течение шести месяцев со дня составления акта выездной налоговой проверки, то есть в пределах установленного законом срока.
В судебном заседании представитель Общества, считая доводы жалобы несостоятельными, просил оставить решение суда без изменения.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность решения суда от 22.07.04 проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела усматривается, что Общество 16.03.01 представило в налоговый орган измененные декларации по НДС за I-IV кварталы 2000 года, согласно которым доплате в бюджет подлежало 529 000 руб. и уменьшению 135 000 руб. НДС. Документов, подтверждающих перечисление налога в бюджет, налогоплательщик с декларациями не представил.
Подлежащую уплате Обществом сумму НДС Инспекция 21.03.01 отразила в карточке лицевого счета налогоплательщика по НДС как недоимку, однако решений по результатам камеральной проверки этих деклараций не вынесла.
В период с 05.11.03 по 25.12.03 налоговый орган провел выездную налоговую проверку правильности исчисления, уплаты и перечисления Обществом налога на прибыль и НДС за период с 01.01.2000 по 31.03.01. По результатам проверки Инспекция составила акт от 29.12.03 и приняла решение от 26.01.04 N 154 о привлечении налогоплательщика к ответственности в виде взыскания 49 100 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС за 2000 год по измененным декларациям.
В требовании от 06.02.04 N 2 налоговый орган предложил Обществу уплатить налоговую санкцию в пятидневный срок.
Поскольку налогоплательщик не уплатил штраф в добровольном порядке, Инспекция 01.07.04 обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал заявителю во взыскании с Общества штрафа со ссылкой на истечение срока давности взыскания налоговой санкции, предусмотренного пунктом 1 статьи 115 НК РФ, а также на нарушение положений пункта 3 статьи 101 НК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут ответственность, установленную пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
В пункте 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что исчисление указанного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает составление акта (пункт 1 статьи 100 и пункт 1 статьи 101.1). Учитывая, что названным Кодексом не предусмотрено составление налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также из обстоятельств его совершения и выявления.
Материалами дела подтверждается, что Общество 16.03.01 представило в Инспекцию измененные декларации по НДС за I-IV кварталы 2000 года, согласно которым доплате в бюджет подлежало 529000 руб. и уменьшению 135 000 руб. НДС. Сведения о недоимке по данным измененных деклараций Инспекция 21.03.01 внесла в карточку лицевого счета налогоплательщика по НДС.
Согласно статье 88 НК РФ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В данном случае налоговый орган не выносил решения по результатам камеральной проверки, однако факт неуплаты НДС должен был установить не позднее трехмесячного срока, определенного налоговым законодательством для проведения этой проверки.
Из положений абзаца первого статьи 70 НК РФ также следует, что не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом, налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога. Тем самым законодатель закрепил за налоговыми органами функции контроля за своевременностью уплаты налогов в бюджет. Ненадлежащее исполнение Инспекцией этих функций не может служить основанием для исчисления срока взыскания налоговых санкций с момента фактического обнаружения налоговым органом неуплаты налога.
Кассационная инстанция считает ошибочным вывод суда первой инстанции об исчислении срока давности взыскания штрафа со дня, следующего за днем внесения Инспекцией записи о подлежащей уплате в бюджет сумме НДС в карточку лицевого счета, то есть с 22.03.01.
Карточка лицевого счета налогоплательщика является документом первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (Инструкция N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденная Приказом Госналогслужбы Российской Федерации от 15.04.94 N ВГ-3-13/23, а с 05.08.02 - Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.08.02 N БГ-3-10/411 "Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов").
Отражение в карточке лицевого счета налогоплательщика как суммы подлежащего уплате налога на основании измененных деклараций, так и поступивших платежей носит формальный характер и не свидетельствует об обнаружении налоговым органом правонарушения, установленного статьей 122 НК РФ.
Следовательно, неуплату Обществом НДС Инспекция должна была выявить до 17.06.01. С этого дня и течет определенный статьей 115 НК РФ срок для взыскания налоговых санкций.
Исчисление судом первой инстанции срока давности взыскания санкции с 22.03.01 не повлекло принятие неправильного решения, поскольку Инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд 01.07.04, то есть за пределами шестимесячного пресекательного срока, исчисляемого с 17.06.01.
Истечение срока давности взыскания налоговой санкции является безусловным основанием для отказа налоговому органу в удовлетворении заявленных требований.
Факт проведения выездной проверки по обстоятельствам, которые известны налоговому органу до этой проверки, не изменяет порядка исчисления срока давности взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Кассационная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о соблюдении им требований пункта 3 статьи 101 НК РФ. Суд первой инстанции обоснованно указал, что ни в решении, ни в акте Инспекции не указан размер задолженности, с которой исчислялась сумма налоговой санкции, предусмотренная пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает решение суда от 22.07.04 не подлежащим отмене.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 22.07.04 по делу N А44-3824/04-С15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г.Кирейкова |
Н.А.Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 декабря 2004 г. N А44-3824/04-С15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника