Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 декабря 2004 г. N А05-4533/04-26
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 сентября 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Клириковой Т.В., Ломакина С.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Даммерс" юрисконсульта Конечной С.М. (доверенность от 02.03.2004 N 341), главного бухгалтера Михайловской О.В. (доверенность от 02.03.2004),
рассмотрев 02.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Даммерс" на решение от 21.06.2004 (судья Ипаев С.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 30.08.2004 (судьи Лепеха А.П., Волков Н.А., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4533/04-26,
установил:
Общества с ограниченной ответственностью "Даммерс" (далее - Общество, ООО "Даммерс") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску от 27.02.2004 N 01/1-24-19/725 в части уменьшения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2000-2002 годы на сумму 3 763 509 руб., начисления 4 180 799 руб. НДС и 86 145 руб. пеней по эпизоду распределения НДС, уплаченного поставщикам за приобретенные материальные ресурсы, используемых для производства товаров, реализуемых на экспорт.
Решением суда от 21.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.08.2004, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельства дела. Податель жалобы считает, что методика раздельного учета входящего НДС, разработанная Обществом отвечает всем требованиям, предусмотренным статьями 165, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а расхождение с книгой покупок возникает в связи с тем, что в конкретном налоговом периоде могут возмещаться суммы НДС, уплаченные за товар, приобретенный в предыдущем налоговом периоде, но не реализованном на экспорт в том же периоде.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы.
Инспекция о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Приобщен к делу отзыв Инспекции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 01.01.2000 по 31.12.2002, по результатам которой налоговым органом составлен акт от 30.01.2004 N 01/1-24-19/155 и принято решение от 27.02.2004 N 01/1-24-19/725 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с названным решением Инспекция уменьшила Обществу исчисленные за 2000-2002 годы в завышенных размерах НДС на сумму 3 763 509 руб., а также доначислила 4 180 799 руб. НДС за 2000-2002 годы и 86 145 руб. пеней за несвоевременную уплату налога.
По мнению Инспекции, примененная ООО "Даммерс" методика распределения входного НДС по приобретенным товарам, услугам, реализуемым в дальнейшем как на экспорт, так и на внутренний рынок, не соответствует налоговому законодательству.
Как установил налоговый орган, расчет НДС по данным Общества заключается в следующем: сначала заявителем определяется процентное соотношение выручки по внутреннему рынку и экспорту; затем, исходя из полученного процентного соотношения, определяется сумма НДС по экспорту; далее определяется НДС на 1 единицу готовой продукции путем соотнесения суммы экспортного НДС с объемом выпущенной продукции, включая продукцию, подлежащую будущей реализации как на экспорт, так и на внутреннем рынке (с учетом переходящих остатков); после этого полученная величина умножается на объем экспортной продукции (подтвержденный экспорт), что и определяет сумму НДС, подлежащую вычету по экспорту.
Указанная методика, по мнению Инспекции, приводит к возмещению большей суммы НДС, чем уплачено поставщикам.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции согласились с таким выводом налогового органа, указав, что исходили из того, что примененная Обществом методика расчета сумм НДС не согласуется с положениями статей 171-172 НК РФ.
Кассационная инстанция считает, что решение и постановление суда приняты по неполно исследованным обстоятельствам дела, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Статьей 164 НК РФ установлено, что налогообложение по налоговой ставке 0% производится при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 статьи 166 НК РФ.
В соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Пунктами 1-3 статьи 176 НК РФ установлено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
В соответствии со статьей 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 1 и (или) подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации;
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке;
3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Общество представило к вычету сумму НДС по указанной заявителем методике. При этом заявитель указал и подтвердил документально, что в книгу покупок включен входной НДС, относящийся к производству продукции, реализуемой как на внутренний рынок, так и на экспорт, поскольку в момент поступления материалов невозможно определить на производство какой продукции они будут использованы. Входной НДС, относящийся к внутреннему рынку, определен Обществом по доле реализации продукции на внутреннем рынке к общему объему реализации продукции за налоговый период (месяц) и включен в декларацию по ставке 20% в качестве вычета. Оставшаяся часть суммы НДС из книги покупок в доле реализации на экспорт относится к экспортной продукции. Вычет по ставке 0% заявитель применяет только по подтвержденному экспорту, то есть когда собран весь комплект документов, предусмотренный статьями 164-165 НК РФ.
Таким образом, согласно названной методике Общество предъявляет вычет по НДС в отношении экспорта по получению всего комплекта документов, связанных экспортом, а в отношении внутреннего рынка - вне зависимости от подтверждения факта реализации продукции.
Как отмечает налоговый орган и заявитель, применение названной методики влечет превышение данных по книге покупок и расчетного НДС к возмещению. Однако доначисление НДС налоговый орган производит только в отношении отдельных месяцев за весь проверяемый период не учитывая, что методику заявитель применяет постоянно с момента образования организации.
Более того, налоговым законодательством не определена методика распределения входного НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, услугам, потребленным при производстве продукции на экспорт и на внутренний рынок, в связи с чем судебные инстанции должны были оценить доводы Общества относительно применения пункта 7 статьи 3 НК РФ о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства толкуются в пользу налогоплательщиков.
Также податель жалобы обоснованно указывает о том, что суд не проверил и не дал оценки тому обстоятельству, что завышение НДС к вычету возможно за период, в котором отсутствуют остатки продукции на начало и конец периода. Возникшая разница (417 291 руб. НДС) образовалась в связи с тем, что в период с 01.01.2000 по 31.12.2002 реализована продукция на экспорт из остатков продукции за 1997-1999 годы, когда НДС к возмещению не предъявлялся. Неправомерность примененной Обществом методики суд надлежащим образом не обосновал.
Кроме того, заявитель ссылается на письмо Инспекции от 05.12.97 (том 1, лист дела 101), в котором дается пояснение налогоплательщикам относительно "списания затрат на производство экспортной продукции, производимого исходя из сложившихся затрат на единицу продукции к объемам, отпускаемым на экспорт", а также на то, что ранее Инспекция не возражала против применения заявителем названной методики.
Из пункта 3 решения Инспекции от 27.02.2004 следует, что разногласия между заявителем и налоговым органом возникли не в связи с неправильным исчислением и уплатой НДС в бюджет, а связи с предъявлением заявителем НДС к вычету по внутреннему рынку за весь проверенный период в меньшем объеме, чем по данным книги покупок, а по экспорту - в большем объеме (то есть когда собран весь комплект документов, связанный с экспортом; том 1, лист дела 17).
Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что Обществом возмещено из бюджета за период с 01.01.2000 по 31.12.2002 на 417 291 руб. НДС больше, чем уплачено поставщикам товаров (работ, услуг), сделан по неполно исследованным обстоятельствам дела.
При новом рассмотрении суду первой инстанции необходимо исследовать по отмеченным кассационной инстанций обстоятельствам выводы заявителя о том, что примененная им за весь проверенный период методика налогового вычета не влечет неправильное исчисление и неполную уплату НДС в бюджет, после чего принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 3 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 21.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 30.08.2004 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-4533/04-26 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 декабря 2004 г. N А05-4533/04-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника