Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 декабря 2004 г. N А52/2858/2004/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., Бухарцева С.Н., Корпусовой О.А.,
при участии от администрации Невельского района Псковской области Храброй А.В. (доверенность от 29.11.04 N 1870/01-35), Захаренко Е.С. (доверенность от 03.06.04 N 722/01-35), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Псковской области Хурват Н.А. (доверенность от 22.11.04 N 00/7901),
рассмотрев 30.11.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Невельского района Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 06.08.04 по делу N А52/2858/2004/2 (судья Циттель С.Г.),
установил:
Администрация Невельского района Псковской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Псковской области от 05.05.2004 N 05-25/269дсп.
Решением суда от 06.08.04 в удовлетворении требований администрации отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение. По мнению подателя жалобы, доначисление единого социального налога (далее - ЕСН) на сумму выплат на санаторно-курортное лечение является неправомерным, поскольку данная выплата не может рассматриваться как объект налогообложения.
В отзыве инспекция просит оставить судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители администрации поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, инспекция провела камеральную проверку представленной администрацией декларации по ЕСН за 2003 год. В ходе проверки инспекцией установлено, что администрацией в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в представленной налоговой декларации уменьшена налогооблагаемая база на сумму выплат на санаторно-курортное лечение, что привело к занижению ЕСН в сумме 187 631 руб. 67 коп. Инспекцией по факту данного нарушения налогоплательщику направлено сообщение.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки инспекция приняла решение от 05.05.04 N 05-25/269дсп, которым администрации предложено уплатить 187 631 руб. 67 коп. ЕСН.
С решением налогового органа заявитель не согласился, мотивируя тем, что налогооблагаемая база по ЕСН уменьшена на сумму выплат на санаторно-курортное лечение в силу статьи 15 Федерального закона от 08.01.98 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах"), статьи 24, пункта 4 статьи 28 Закона Псковской области от 06.01.97 N 1-оз "О муниципальной службе в Псковской области" (в редакции от 24.07.2000) (далее - Закон Псковской области N 1-оз) и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, которые являются компенсационными, связанными с возмещением иных расходов.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, сделал вывод о том, что денежная компенсация на санаторно-курортное лечение муниципального служащего не относится к выплатам, установленным действующим законодательством, и в силу пункта 1 статьи 217 НК РФ подлежат налогообложению.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда ошибочным.
Согласно статьи 236 НК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.01 N 198-ФЗ) объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Указанные в пункте 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
В силу статьи 237 НК РФ налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, определяется как сумма выплат и вознаграждений, предусмотренных пунктом 2 статьи 236 НК РФ, за налоговый период в пользу физических лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению (в редакции Федерального закона от 31.12.01 N 198-ФЗ) все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных в том числе с возмещением иных расходов.
Как следует из статьи 4 Федерального закона от 31.07.95 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной службе состоит из Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона N 119-ФЗ федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 08.01.98 "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", подпунктом 2 пункта 1 статьи 24 Закона Псковской области N 1-03 муниципальному служащему гарантируется денежное содержание и иные выплаты.
В статье 7 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано на то, что местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 названного Закона лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
Правовая регламентация муниципальной службы, в том числе требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом.
В статье 15 Закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации " перечислены гарантии для муниципального служащего. Пунктом 3 названной статьи установлено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего.
Такая дополнительная гарантия содержится в подпункте 4 статьи 28 Закона Псковской области N 1-оз, согласно которому муниципальный служащий имеет право на ежегодное получение денежной компенсации на санаторно-курортное лечение в размере 50% стоимости путевки в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории области. Порядок выплаты муниципальным служащим денежной компенсации на санаторно-курортное лечение определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Таким образом, из приведенных норм следует, что выплаты на санаторно-курортное лечение муниципального служащего установлена законодательством субъекта Российской Федерации в соответствии с положениями федерального законодательства и является компенсацией, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 238 НК РФ.
Ссылка суда на отсутствие предельных норм сумм компенсационных выплат необоснованна, поскольку подпунктом 4 статьи 28 Закона Псковской области N 1-оз, установлено право на ежегодное получение денежной компенсации муниципальным служащим компенсации на санаторно-курортное лечение в размере не более 50% стоимости путевки.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает выводы суда ошибочными, решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации Администрации Невельского района Псковской области следует выдать справку на возврат из Федерального бюджета госпошлины в сумме 1500 рублей.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 06.08.04 по делу N А52/2858/2004/2 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Псковской области от 05.05.04 N 05-25/269дсп, как несоответствующее законодательству (пункт 2 части 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации).
Обязать Межрайонную инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Псковской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации Невельского района Псковской области.
Выдать администрации Невельского района Псковской области справку на возврат из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины.
Председательствующий |
Л.В.Блинова |
О.А.Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 декабря 2004 г. N А52/2858/2004/2
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника