Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 декабря 2004 г. N А42-6255/04-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Блиновой Л.В., Ветошкиной О.В.,
рассмотрев 29.11.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.07.04 по делу N А42-6255/04-26 (судья Романова А.В.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Белокуровой Светланы Валентиновны 100 руб. налоговой санкции на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 28.07.04 налоговому органу отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 28.07.04 в связи с нарушением судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено освобождение налогоплательщика от обязанности представлять в налоговый орган декларацию при отсутствии подлежащей уплате суммы налога.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, решением налоговой инспекции от 23.03.04 N 19-15 предприниматель Белокурова С.В. привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде 100 руб. штрафа за непредставление в установленный срок декларации по налогу с продаж за октябрь 2003 года. Предприниматель не уплатил штраф в добровольном порядке, что послужило основанием для обращения налогового органа в суд.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб.
Согласно статье 347 НК РФ налог с продаж устанавливается названным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог с продаж, субъект Российской Федерации определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
Как указано в пункте 3 статьи 8 Закона Мурманской области от 28.12.98 N 121-01-ЗМО (далее - Закон), налогоплательщики ежемесячно представляют налоговым органам по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг) декларации по форме согласно приложению к Закону в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Из материалов дела следует, что 22.12.03 предприниматель представил в налоговую инспекцию декларацию по налогу с продаж за октябрь 2003 года, согласно которой реализация товаров (работ, услуг) в отчетном периоде не производилась.
В соответствии со статьей 348 НК РФ и статьей 1 Закона плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги) на территории Мурманской области.
Таким образом, предусмотрены два критерия отнесения хозяйствующих субъектов к плательщикам налога с продаж: формальный (организации и индивидуальные предприниматели) и материальный (осуществление этими субъектами операций, являющихся объектом налогообложения).
Учитывая приведенные правовые нормы, кассационная инстанция считает, что в спорном периоде Белокурова С.В. не являлась плательщиком налога с продаж, в связи с чем на нее не может быть возложена обязанность по представлению налоговой декларации.
Несвоевременное представление налоговой декларации при отсутствии обязанности ее представить не может служить основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
В кассационной жалобе налоговая инспекция правомерно ссылается на пункт 1 статьи 80 НК РФ, согласно которому декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком. Вместе с тем в данном случае предприниматель не является плательщиком налога с продаж, а представление декларации по налогу лицом, которое не является налогоплательщиком, противоречит смыслу законодательства о налогах и сборах.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.07.04 по делу N А42-6255/04-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 декабря 2004 г. N А42-6255/04-26
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника