Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 мая 2002 г. N А56-28832/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Почечуева И.П., судей Бухарцева С.Н. и Ветошкиной О.В., при участии от Санкт-Петербургской общественной организации инвалидов второй мировой войны стран - участниц антигитлеровской коалиции "Союзники" ее президента Леонтьева В.Д. (протокол от 09.04.2001), а также Жоховец О.Г. (доверенность от 08.01.2002), от Инспекции по Адмиралтейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу Смирновой Е.В. (доверенность от 12.11.2001 N 04/27057),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Санкт-Петербургской общественной организации инвалидов второй мировой войны стран - участниц антигитлеровской коалиции "Союзники" и Инспекции по Адмиралтейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2002 по делу N А56-28832/01 (судьи Зайцева Е.К., Градусов А.Е., Цурбина С.И.),
установил:
Инспекция по Адмиралтейскому району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Санкт-Петербургской общественной организации инвалидов второй мировой войны стран - участниц антигитлеровской коалиции "Союзники" (далее - Организация) 10000 рублей штрафа за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе.
Решением арбитражного суда от 08.01.2002 (судья Бойко А.Е.) в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.03.2002 решение отменено. Иск удовлетворен в сумме 100 рублей в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств. В остальной части иска отказано.
В кассационных жалобах Организация и налоговая инспекция просят отменить постановление от 06.03.2002. При этом Организация просит оставить в силе решение от 08.01.2002, ссылаясь на отсутствие у нее статуса налогоплательщика в связи с тем, что она с момента ее государственной регистрации не ведет никакой хозяйственной деятельности и не обязана платить налоги, а налоговая инспекция ссылается на необоснованность снижения апелляционной инстанцией размера штрафа.
В судебном заседании представители Организации и налоговой инспекции поддержали доводы, приведенные в своих кассационных жалобах, возражая при этом против доводов противной стороны.
Проверив законность постановления от 06.03.2002 в кассационном порядке, суд не находит оснований для удовлетворения жалоб.
Из материалов дела следует, что Организация зарегистрирована в установленном порядке как юридическое лицо 27.11.2000, однако заявление о постановке на налоговый учет подала 26.04.2001.
Решением налоговой инспекции от 15.05.2001 N 05/11686 Организация привлечена к ответственности по пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 10000 рублей.
Поскольку в срок, указанный в требовании (01.06.2001) штраф в добровольном порядке не был уплачен, налоговая инспекция 09.10.2001, то есть в срок, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ, обратилась в суд с иском о его взыскании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики-организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения.
Заявление о постановке организации на учет подается в налоговый орган по месту нахождения в течение 10 дней после ее государственной регистрации (пункт 3 статьи 83 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 названного Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе более чем на 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10000 рублей.
Обязанность подать заявление о постановке на учет в налоговом органе в установленный пунктом 3 статьи 83 НК РФ срок ответчик не оспаривает, как не оспаривает и факт нарушения им указанного срока более чем на 90, который подтверждается материалами дела.
Ссылка Организации на отсутствие у нее статуса налогоплательщика в связи с тем, что она с момента ее государственной регистрации не ведет никакой хозяйственной деятельности и не обязана платить налоги, несостоятельна, так как согласно пункту 2 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми названный Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
Таким образом, апелляционная инстанция обоснованно сделала вывод о том, что Организация является налогоплательщиком и правомерно привлечена к ответственности по пункту 2 статьи 116 НК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 названного Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Перечень смягчающих ответственность обстоятельств, приведенный в статье 112 НК РФ, не является исчерпывающим. Согласно пункту 3 указанной статьи суд может признать смягчающими ответственность и иные обстоятельства.
Суд апелляционной инстанции, снизив размер штрафа до 100 рублей, правомерно учел обстоятельства, вызвавшие просрочку подачи заявления о постановке на учет, а также отсутствие у Организации какой-либо финансово-хозяйственной деятельности и, вследствие этого, отсутствие у нее финансовых средств.
Доводы налоговой инспекции о недоказанности Организацией обстоятельств, послуживших для апелляционной инстанции основанием для снижения размера штрафа, не соответствуют материалам дела, а кроме того, на болезнь руководителя Организации, которая, по мнению последней, явилась одной из причин нарушения срока подачи заявления, указано и в решении налоговой инспекции.
Таким образом, постановление апелляционной инстанции от 06.03.2002 является законным и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2002 по делу N А56-28832/01 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.П. Почечуев |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 мая 2002 г. N А56-28832/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника