Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 декабря 2004 г. N А56-25008/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Никитушкиной Л.Л., Шевченко А.В.,
рассмотрев 07.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кингисеппскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2004 по делу N А56-25008/04 (судья Глазков Е.Г.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кингисеппскому району Ленинградской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с главы крестьянского хозяйства Химич Натальи Сергеевны 180 руб. штрафа на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Решением суда от 12.08.04 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - положений Закона N 27-ФЗ. По мнению подателя жалобы, Химич Н.С. является страхователем и обязана ежегодно не позднее первого марта представлять сведения, необходимые для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Кассационная жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена камеральная проверка своевременности представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также их достоверности. В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 11 Закона N 27-ФЗ Химич Н.С. не представлены в установленный срок сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 24.03.2004 N 46, на основании которого вынесено решение от 13.04.2004 N 15 о привлечении Химич Н.С. к ответственности в виде 180 руб. штрафа, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В связи с неисполнением Химич Н.С. требования Управления от 13.04.2004 N 15 об уплате штрафных санкций в десятидневный срок с момента его получения, заявитель обратился в арбитражный суд.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 1 Федерального Закона Российской Федерации "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство может быть создано одним гражданином и осуществляет деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, могут выступать страхователи или физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы.
Понятия "страхователь" и "физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы" приведены законодателем в статье 1 Закона N 27-ФЗ. В силу данной нормы к страхователям, в числе прочих, относятся крестьянские (фермерские) хозяйства.
Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Таким образом, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, глава крестьянского фермерского хозяйства, созданного одним лицом, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, может быть отнесен как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.
Согласно статье 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии в данном крестьянском фермерском хозяйстве других членов крестьянского хозяйства или наемных работников, которым Химич Н.С. производит выплаты. На такие доказательства Управление в кассационной жалобе также не ссылается.
При таких обстоятельствах, при отсутствии застрахованных лиц в крестьянском фермерском хозяйстве, глава хозяйства не может быть привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, как страхователь.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 Закона, в следующих случаях: при начальной регистрации его для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; при первичной регистрации застрахованного лица в качестве страхователя; при снятии с учета в качестве страхователя; при утрате им страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 5 статьи 7 настоящего Федерального закона; при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете. При этом при изменении сведений, предусмотренных подпунктами 2-5 пункта 2 статьи 6 Закона, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, соответствующие сведения представляются предпринимателем в течение месяца со дня изменения указанных сведений; в остальных случаях срок для представления сведений не установлен (пункт 2 статьи 10 Закона N 27-ФЗ).
Доказательства, свидетельствующие об изменении сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете Химич Н.С., в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет также следующие сведения о страховых взносах и страховом стаже: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии. Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Вместе с тем, поскольку срок и порядок преставления платежного документа в органы Пенсионного фонда Российской Федерации законодательно не установлен, срок представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, также не предусмотрен.
Ссылка Управления на тот факт, что указанный выше срок установлен пунктом 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 несостоятельна.
Указанная Инструкция не утверждена в Министерстве юстиции Российской Федерации в качестве нормативного правового акта, обязательного к исполнению всеми предприятиями и организациями, носит ведомственный характер, регулирует ведение профессиональной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица и предназначена для внутреннего использования.
Таким образом, поскольку Законом N 27-ФЗ такой срок не установлен, положения названной инструкции применению не подлежат.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что срок представления в пенсионный фонд обязательных сведений установлен только для страхователей-работодателей. Поскольку для индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями и не осуществляющих денежных выплат, указанный выше срок не предусмотрен, пенсионный фонд неправомерно привлек Химич Н.С. к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Поэтому кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2004 по делу N А56-25008/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кингисеппскому району Ленинградской области - без удовлетворения
Председательствующий |
Н.А.Зубарева |
А.В.Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 декабря 2004 г. N А56-25008/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника