Об изменениях настоящего постановления см. определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 августа 2005 г.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 декабря 2004 г. N А26-4479/04-28
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Зубаревой Н.А. и Кочеровой Л.И., при участии от Петрозаводского гарнизонного Дома офицеров Шаркевича И.Н. (доверенность от 10.11.2002),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.07.2004 по делу N А26-4479/04-28 (судья Кохвакко В.В.),
установил:
Петрозаводский Гарнизонный Дом офицеров (далее - Дом офицеров) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - налоговая инспекция) от 29.04.2004 N 4.4-14/183 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 22.07.2004 требования заявителя удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Домом офицеров требований. По мнению подателя жалобы, налогоплательщиком неправомерно применена льгота по налогу на добавленную стоимость, установленная подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку им осуществлялась реализация входных билетов на бланках билетов, установленных приказом Министерства обороны Российской Федерации, а не приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности".
Налоговая инспекция о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направила, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Дом офицеров 10.02.2004 представил в налоговую инспекцию уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2003 года, в которой налогоплательщик заявил льготу по налогу на добавленную стоимость, предусмотренную подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в отношении реализованных товаров (работ, услуг) на сумму 349 320 руб.
Налоговым органом проведена камеральная проверка уточненной налоговой декларации и представленных дополнительно на основании требования от 01.03.2004 N 4.4-04/9433 документов, по результатам которой составлен акт от 02.04.2004 N 4.4-13/134, на который налогоплательщиком оформлены письменные возражения.
С учетом возражений налогоплательщика и на основании акта камеральной проверки налоговой инспекцией принято решение от 29.04.2004 N 4.4-14/183 о привлечении Дома офицеров к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 10 513 руб. штрафа, и доначислении 52 563 руб. налога на добавленную стоимость за второй квартал 2003 года с предложением налогоплательщику внести необходимые исправления в бухгалтерский учет. Налоговый орган признал неправомерным применение Домом офицеров в уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за второй квартал 2003 года льготы в отношении выручки в сумме 349 320 руб. от реализации входных билетов, изготовленных по форме, утвержденной Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23.08.97 N 322, и которые не могут быть признаны бланком строгой отчетности.
По мнению налоговой инспекции, предусмотренная подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ льгота, согласно которой не подлежит налогообложению реализация входных билетов на посещение зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, может быть применена только при использовании налогоплательщиками входных билетов, форма которых утверждена Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" (далее - Приказ N 20н).
Дом офицеров, считая решение налогового органа незаконным, обжаловал его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, и кассационная инстанция, рассмотрев доводы жалобы налоговой инспекции и проверив применение судом норм материального и процессуального права, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
В статье 149 НК РФ приведен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
В соответствии с подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация учреждениями культуры и искусства входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
К учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 Налогового кодекса российской Федерации относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
В пункте 18 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, разъяснено, что формы входных билетов и абонементов на проводимые учреждениями культуры и искусства театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия приравниваются в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации к формам, утвержденным Приказом N 20н.
Таким образом, по мнению налоговой инспекции, учреждения культуры и искусства освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при реализации входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий только в том случае, если входные билеты соответствуют формам, утвержденным Приказом N 20н.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Дом офицеров, являясь учреждением культуры, получает бланки входных билетов централизованно из соответствующих служб Военного округа. Форма бланков утверждена Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23.08.97 N 322 "О порядке изготовления, учета, хранения и реализации билетов и других знаков, предназначенных для расчетов за услуги" (далее - Приказ N 322).
После введения в действие главы 21 НК РФ Министерство обороны Российской Федерации приказом от 28.03.2001 N 135 "Об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации", изданным в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.99 N 107н, разрешило бюджетным учреждениям Министерства обороны Российской Федерации использовать до полного израсходования запасов первичные учетные документы, ранее установленные приказами Министерства обороны (кроме квитанции формы N 11), включив в них дополнительные графы для отражения стоимостных показателей.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 августа 2005 г. в мотивировочной части настоящего постановления исправлена описка
Согласно пунктам 3 и 4 Приказа N 322 билеты на спектакли, концерты, кино и другие платные мероприятия являются бланками строгого учета. Обязательным для всех видов билетов является обозначение типографским способом серии и регистрационного порядкового номера билета. Пунктом 7 данного приказа установлено, что печатание билетов производится в типографиях Министерства обороны Российской Федерации в порядке, установленном для печатания бланков строгого учета.
Во втором квартале 2003 года заявитель осуществлял реализацию поступивших централизованно из соответствующих служб Военного округа входных билетов на бланках по форме, утвержденной Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23.08.97 N 322.
Реквизиты этих входных билетов, отвечают требованиям, предъявляемым к бланкам строгой отчетности, а именно: имеют серию и номер.
При таких обстоятельствах и принимая во внимание, что подпункт 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ не называет орган, на который для целей применения установленной в нем льготы возложена обязанность утверждать форму билетов, которая может считаться бланком строгой отчетности; не содержит расшифровки понятия "утверждение в установленном порядке" бланков строгой отчетности, суд первой инстанции правомерно признал входные билеты, реализованные Домом офицеров, подпадающими под понятие билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, и удовлетворил заявление налогоплательщика о признании недействительным решения налогового органа о доначислении 52 563 руб. налога на добавленную стоимость по уточненной налоговой декларации за второй квартал 2003 года и привлечении Дома офицеров к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 10 513 руб. штрафа.
Кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены оспариваемого решения суда.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.07.2004 по делу N А26-4479/04-28 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 декабря 2004 г. N А26-4479/04-28
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 августа 2005 г. в настоящем постановлении исправлена описка