Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 февраля 2002 г. N А05-8588/01-409/18
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Ломакина С.А., Зубаревой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение от 29.10.2001 (судья Чалбышева И.В.) и постановление апелляционной инстанции от 11.12.2001 (судьи Сумарокова Т.Я., Бекарова Е.И., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-8588/01-409/18,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Фантазия" (далее - общество) о взыскании 5719 руб. 80 коп. налоговых санкций.
Решением суда от 29.10.2001 иск удовлетворен в сумме 5 руб. 80 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.12.2001 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты в части отказа во взыскании 718 руб. штрафа и иск в этой части удовлетворить.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах за период с 28.10.98 по 01.01.2001, о чем составлен акт от 25.06.2001 N 01/1-24-19/656 ДСП.
По результатам проверки налоговая инспекция вынесла решение от 23.07.2001 N 01/1-24-19/6119 о привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания следующих сумм:
367 руб. штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в результате занижения налогооблагаемой базы по НДС на сумму пеней, полученных от арендаторов за просрочку платежей за аренду оборудования и рабочих мест, и в результате неправомерного возмещения НДС из бюджета по оплаченным счетам, выставленным обществу с ограниченной ответственностью "Бытсервис" (далее - ООО "Бытсервис") за услуги связи,
- 351 руб. штрафа за неуплату налога на прибыль в результате занижения налогооблагаемой прибыли за счет включения в себестоимость реализованной продукции оплаченных счетов, выставленных ООО "Бытсервис",
- 2 руб. штрафа за неполную уплату налога на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы и 3 руб. 80 коп. штрафа за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог за счет отклонения выручки от реализации продукции (работ, услуг) по данным бухгалтерского учета общества от данных бухгалтерской отчетности (формы N 2).
Кроме того, общество привлечено к ответственности по статье 123 НК РФ за неуплату НДС стоимость в бюджет за Комитет по управлению государственным имуществом на основании договора аренды помещений в виде взыскания 4996 руб. штрафа.
Судебные инстанции признали правомерным применение штрафа только за неуплату налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и налога на пользователей автомобильных дорог.
Отказывая во взыскании 367 руб. штрафа за неуплату НДС и 351 руб. штрафа за неуплату налога на прибыль, судебные инстанции указали, что акт выездной налоговой проверки в этой части составлен с нарушением статьей 100 и 101 НК РФ, в связи с чем отсутствуют доказательства совершения ответчиком налогового правонарушения.
Данный вывод является ошибочным.
В соответствии со статьей 100 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки налоговый орган должен составить в установленной форме акт налоговой проверки. В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, либо отсутствие таковых.
Согласно статье 101 НК РФ в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов этих требований может являться основанием для отмены решения налогового органа.
В акте налоговой проверки от 25.06.2001 и решении налоговой инспекции от 23.07.2001 указаны обстоятельства совершения ответчиком налогового правонарушения и документы, на основании которых сделан вывод о совершении правонарушения.
Кроме того, как отмечено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, нарушение требований статьи 101 НК РФ не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. В данном случае суд оценивает характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.
Судебные инстанции не дали оценку фактическим обстоятельствам, послужившим основанием для вывода о наличии в действиях ответчика состава налогового правонарушения. Поэтому вывод суда об отказе во взыскании 918 руб. штрафных санкций сделан по неполно исследованным материалам дела. Судебные акты в этой части подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит исследовать фактические обстоятельства совершения ответчиком налогового правонарушения и с учетом этого сделать вывод о правомерности взыскания штрафных санкций.
В остальной части судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права, и оснований для их отмены нет.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 29.10.2001 и постановление апелляционной инстанции от 11.12.2001 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-8588/01-409/18 отменить в части отказа во взыскании 718 руб. штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.
В этой части дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
С.А. Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2002 г. N А05-8588/01-409/18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника