Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 6 мая 2002 г. N А56-36033/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Константиновой Е.В. (доверенность от 03.01.2002 N 17),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2002 по делу N А56-36033/01 (судья Жбанов В.Б.),
установил:
Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с Санкт-Петербургской региональной организации общероссийской общественной организации "Российский Союз ветеранов Афганистана" (далее - региональная организация) на основании пункта 1 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации 5 000 руб. штрафа за нарушение срока постановки на учет в Фонде социального страхования Российской Федерации.
Решением суда от 31.01.2002 в иске отказано.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе отделение просит отменить принятый судебный акт и удовлетворить иск, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Ответчик о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, отделение провело камеральную проверку документов о регистрации ответчика в Фонде социального страхования Российской Федерации, о чем составлен акт от 19.07.2001 N 431-К.
В результате камеральной проверки истец установил, что региональная организация зарегистрирована 23.04.2001, а заявление о постановке ее на учет в качестве страхователя подала 18.07.2001, то есть с нарушением 10-дневного срока, установленного Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
По факту правонарушения отделением вынесено решение от 06.09.2001 N 431-К/VII о привлечении региональной организации к налоговой ответственности за нарушение срока постановки на учет в Фонде социального страхования Российской Федерации, предусмотренной пунктом 1 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 5 000 руб. штрафа.
Поскольку данная сумма не уплачена ответчиком в добровольном порядке, отделение обратилось в суд с иском о ее взыскании.
Отказывая в иске, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьями 6 и 28 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователи подлежат регистрации страховщиком. Регистрация производится в десятидневный срок со дня государственной регистрации или в течение десяти дней с даты вступления закона в силу (03.08.98).
Статьей 19 названного закона предусмотрено, что в случае уклонения от регистрации страховые взносы взыскиваются со страхователя за весь период уклонения от регистрации с начислением пеней в размере 0,5%. Штраф за непостановку на учет или за нарушение сроков постановки на учет в качестве страхователя Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не установлен, поэтому отделение приняло решение о привлечении региональной организации к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не отнесены к налогам или сборам. Следовательно, нет и оснований для применения норм Налогового кодекса Российской Федерации к правоотношениям, связанным с уплатой данных взносов.
Кроме того, согласно статье 11 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусмотрено, что взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.
В федеральных законах о таком виде социального страхования нет указания на возможность применения санкций, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, за нарушения в сфере социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В кассационной жалобе отделение ссылается на статью 10 Федерального закона Российской Федерации "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" как на основание для применения норм Налогового кодекса Российской Федерации при определении меры ответственности за совершенное ответчиком правонарушение.
Действительно, названной нормой установлено, что применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов и банкам за нарушение порядка регистрации в качестве страхователей осуществляется в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Этой статьей также предусмотрено, что осуществление организацией деятельности без регистрации ее в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда влечет взыскание штрафа, размер которого определяется в процентах от выплат, начисленных в пользу работников в период осуществления такой деятельности.
Однако в рассматриваемом случае статья 10 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год" не подлежит применению, поскольку данный Закон действовал только в течение 2000 года.
На момент принятия отделением решения о наложении на ответчика взыскания действовал новый Федеральный закон "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год". В этом Законе отсутствуют нормы, предусматривающие возможность применения Фондом социального страхования санкций за его нарушение, а также ссылки на нормы Налогового кодекса Российской Федерации о применении санкций, установленных названным кодексом.
При таких обстоятельствах у отделения не было оснований применять к региональной организации ответственность, установленную Налоговым кодексом Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2002 по делу N А56-36033/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А.Ломакин |
Н.Г.Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 мая 2002 г. N А56-36033/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника