Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 апреля 2002 г. N А56-28109/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю.,
судей Кустова А.А. и Чертилиной З.А.,
при участии от ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" Коньковой И.А. (доверенность от 01.01.2002 N 3-юр), от ГУП ОЖД Цыганова И.Ю. (доверенность от 18.09.2001 N НЮ-11/240),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2002 по делу N А56-28109/01 (судьи Старовойтова О.Р., Серикова И.А., Полубехина Н.С.),
установил:
Открытое акционерное общество "Морской порт Санкт-Петербург" (далее - ОАО "Морской порт Санкт-Петербург") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к государственному унитарному предприятию "Октябрьская железная дорога МПС России" (далее - ГУП ОЖД) о восстановлении записи на лицевом счете в ТехПД суммы 461 358 руб. 80 коп., составляющих плату за пользование вагонами при перевозке грузов через морской порт.
Решением от 07.12.2001 суд первой инстанции обязал ГУП ОЖД восстановить запись на лицевом счете ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" в ТехПД суммы 461 358 руб. 80 коп.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.02.2002 решение отменено и в иске отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" просит отменить постановление апелляционной инстанции как принятое с нарушением норм материального права и оставить в силе решение первой инстанции.
Податель жалобы ссылается на то, что апелляционной инстанцией неправомерно не учтены разъяснения Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, изложенные в письмах от 10.08.2001 N НФ/12039, от 23.03.2000 N ВД/3091, от 26.12.2000 N АГ/15853, согласно которым на перевозки, оплачиваемые по ставкам Тарифной политики железных дорог государств - участников СНГ на перевозки грузов в международном сообщении (далее - Тарифная политика), Правила применения ставок платы за пользование вагонами не распространяются.
В отзыве на кассационную жалобу ГУП ОЖД просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители ГУП ОЖД обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, сумма лицевого счета ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" в ТехПД ответчиком уменьшена на 461 358 руб. 80 коп., что составляет плату за пользование вагонами.
Полагая, что списание указанной суммы является незаконным, ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" обратилось с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что спорные перевозки регулируются Правилами перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении (далее - Правила), в силу чего к данным перевозкам применяются положения Тарифной политики и, следовательно, не могут применяться положения Прейскуранта N 10-01, устанавливающего плату за пользование вагонами.
Апелляционная инстанция отменила решение первой инстанции и отказала в иске.
Суд кассационной инстанции считает постановление апелляционной инстанции соответствующим нормам материального и процессуального права.
Названными Правилами не регулируются размер и порядок взимания провозных платежей и платы за пользование вагонами. При этом в пункте 1.2 Правил указано, что в части, не предусмотренной Правилами, следует руководствоваться положениями Устава железных дорог, Правил перевозок грузов.
Согласно статье 7 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации тарифы на перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены данные функции. Порядок исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и сборов утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О федеральном железнодорожном транспорте" предусмотрено, что тарифы на перевозки грузов устанавливаются на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Исходя из статей 6 и 11 Федерального закона "О естественных монополиях", определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий.
В настоящее время тарифы на перевозку грузов, в том числе и в международном сообщении, установлены Прейскурантом N 10-01. В соответствии с постановлением Правительства от 03.09.98 N 1029 "О правилах исчисления ставок платы за пользование вагонами, контейнерами и ставок сборов на федеральном железнодорожном транспорте" уполномоченным органом (ФСЕМТ) утвержден "Раздел В. Плата за пользование вагонами, контейнерами и ставок сборов на федеральном железнодорожном транспорте" Прейскуранта N 10-01.
Что касается тарифной политики стран СНГ, принимаемой на тарифных конференциях, то она носит межведомственный характер и определяет предельный уровень провозной платы; в компетенцию Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ входит лишь рассмотрение вопросов железнодорожных тарифов, а не их утверждение.
Таким образом, размер провозной платы, предусмотренный Тарифной политикой российских железных дорог и введенный в действие телеграммой Министерства путей сообщения от 05.09.98 N 722, нельзя рассматривать как общеобязательную ставку грузового тарифа.
С учетом вышеизложенного следует признать, что в данном случае подлежат применению соответствующие ставки, установленные в Разделе В "Плата за пользование вагонами, контейнерами федерального железнодорожного транспорта" Прейскуранта N 10-01. Именно на основании этого Прейскуранта ответчиком и была списана спорная сумма, составляющая плату за пользование вагонами, с лицевого счета истца в ТехПД.
В связи с изложенным доводы подателя жалобы несостоятельны.
При таких обстоятельствах следует признать, что основания для отмены постановления апелляционной инстанции и удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2002 по делу N А56-28109/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Морской порт Санкт-Петербург" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
З.А. Чертилина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2002 г. N А56-28109/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника