Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 февраля 2002 г. N А56-29802/01
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Корпусовой О.А.,
судей Клириковой Т.В. и Кочеровой Л.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Инваком" - Чернова А.В. (доверенность от 20.02.02 N 1-02), Янкевич Е.О. (доверенность от 10.08.01 N 1-8),
от Инспекции по Центральному району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу - Черновой Е.А. (доверенность от 03.01.02 N 04-05/88),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по Центральному району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.01 по делу N А56-29802/01 (судьи Бойко А.Е., Слобожанина В.Б., Шульга Л.А.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Инваком" (далее - ЗАО "Инваком") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции по Центральному району Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 16.10.01 N 37-10/181 и обязании возместить из бюджета 1 419 552 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Решением суда первой инстанции от 03.12.01 решение налоговой инспекции от 16.10.01 N 37-10/181 признано недействительным. Исковые требования в части обязания налоговой инспекции возместить из бюджета 1 419 552 руб. налога на добавленную стоимость оставлены без рассмотрения. Суд указал в решении, что, поскольку на момент рассмотрения спора не истек предусмотренный пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса РФ трехмесячный срок со дня представления налоговой декларации, "возместить сумму НДС по экспорту с соблюдением условий, предусмотренных НК РФ, не представляется возможным".
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение, ссылаясь на то, что налоговым органом не получены документы, истребованные у других налогоплательщиков в соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ЗАО "Инваком" отклонил доводы жалобы, считая решение суда первой инстанции, принятое по настоящему делу, законным и обоснованным, а также пояснил, что налоговая инспекция возместила предприятию спорную сумму НДС.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, ЗАО "Инваком" 17.09.01 обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возмещении из бюджета 1 419 552 руб. НДС, уплаченного поставщикам за товары, которые ЗАО "Инваком" впоследствии экспортировало.
На основании акта камеральной проверки от 16.10.01 N 37-10/181 налоговая инспекция решением от 16.10.01 N 37-10/181 отказала в возмещении 1 419 552 руб. НДС "в связи с неполучением ответов по встречным проверкам до производителей товаров в соответствии со статьей 87 НК РФ".
Согласно нормам главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации право на возмещение из бюджета НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, в том числе и за впоследствии экспортированные товары, связано с оплатой сумм налога поставщикам материальных ресурсов и оприходованием этих ресурсов и не зависит от исполнения поставщиками своих налоговых обязательств.
По настоящему делу налоговая инспекция не оспаривает факт уплаты истцом НДС поставщикам, оприходование товаров и факт последующего реального экспорта этих товаров.
Таким образом, в этой части решение суда является законным и отмене не подлежит.
Не будучи связанной объемом кассационной жалобы и проверив решение суда первой инстанции в полном объеме, кассационная коллегия находит его подлежащим отмене в части оставления иска без рассмотрения.
Согласно пункту 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации возмещение НДС из бюджета производится путем зачета или возврата налога. В исковом заявлении ЗАО "Инваком" не уточнило, каким путем истец хочет получить возмещение из бюджета.
Второй абзац пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации гласит: "Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком декларации, указанной в пункте 7 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего кодекса". Именно на эту норму сослался суд первой инстанции, принимая решение. Однако третьим абзацем того же пункта статьи 176 предусматривается, что в течение названного трехмесячного срока налоговый орган принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
По рассматриваемому делу налоговая инспекция приняла решение об отказе в возмещении до истечения трехмесячного срока в соответствии с пятым абзацем той же нормы. Если бы решение об отказе не было принято налоговым органом в трехмесячный срок, он был бы обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе.
Довод суда первой инстанции о том, что этот трехмесячный срок не истек на момент рассмотрения спора, не может служить основанием для указания на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора и оставления в связи с этим иска без рассмотрения. По настоящему делу досудебный порядок урегулирования спора соблюден: налогоплательщик обратился в налоговую инспекцию с заявлением о возмещении из бюджета НДС, в свою очередь налоговая инспекция приняла решение об отказе в возмещении.
Налоговый кодекс Российской Федерации не предоставляет налоговым органам права изменять свои решения, как и не предусматривает оснований, по которым налоговая инспекция могла бы изменить свое ранее принятое решение. Отменить или изменить решение налоговой инспекции может только вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном статьей 140 Кодекса.
Таким образом, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции неправомерно оставил иск без рассмотрения. Дело в этой части должно быть передано на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьей 174, пунктами 1 и 3 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.01 по делу N А56-29802/01 отменить в части оставления иска без рассмотрения.
В этой части дело передать в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2002 г. N А56-29802/01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника