Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 декабря 2004 г. N А56-18691/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Кочеровой Л.И. и Кузнецовой Н.Г., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области Куликовой Н.В. (доверенность от 29.10.2004 N 32070),
рассмотрев 15.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2004 по делу N А56-18691/04 (судья Саргин А.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Выборгский лесной терминал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения (заключения) Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - инспекция) от 17.03.2004 N 13-24/3/7637 и обязании налогового органа возместить Обществу из федерального бюджета 478 689 руб. налога на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года путем возврата на его расчетный счет.
Решением суда от 05.08.2004 заявленные Обществом требования удовлетворены полностью.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, в бюджете отсутствует источник возмещения обществу сумм налога на добавленную стоимость, поскольку в ходе проведения контрольных мероприятий документально не подтвержден факт уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет одним из поставщиков материальных ресурсов - обществом с ограниченной ответственностью "Аверс Линк" (далее - ООО "Аверс Линк").
Общество о времени и месту слушания жалобы надлежащим образом извещено, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество во исполнение заключенных с иностранными покупателями контрактов (от 28.10.2002 N 04-PE-VLT с компанией "Лемо Интернэйшнл Лтд", Швеция; от 10.01.2003 N 2003-HPF-1 с компанией "Бергман Индустриал Холдинг ЛЛК", Финляндия) в ноябре 2003 года отгрузило на экспорт лесоматериалы.
Заявитель 18.12.2003 представил в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% за ноябрь 2003 года, а также документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), подтверждающие его право на возмещение из бюджета 478 689 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного при осуществлении экспортных операций в указанный период, а 21.01.2004 обратился с заявлением о возмещении названной суммы налога путем возврата на его расчетный счет.
Инспекция провела камеральную проверку декларации и документов, по результатам которой приняла решение от 17.03.2004 N 13-24/3/7637 об отказе Обществу в возмещении из федерального бюджета 478 689 руб. налога на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года в связи с отсутствием в бюджете источника возмещения.
В обоснование принятого решения инспекция сослалась на результаты встречных проверок поставщиков Общества - обществ с ограниченной ответственностью "Балт Вуд" и "Голд Тимбер" (далее - ООО "Балт Вуд" и ООО "Голд Тимбер"), - согласно которым они не являются производителями экспортируемого товара. Инспекция, проверяя цепочку поставщиков экспортируемого Обществом товара для выявления его реального производителя, провела камеральную проверку ООО "Аверс Линк", в ходе которой установила, что этот поставщик "второго звена" не представил в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую отчетность за I квартал 2003 года и за 2002 год. Последняя отчетность представлена ООО "Аверс Линк" лишь за девять месяцев 2002 года, при этом согласно последнему отчету данной организации за декабрь 2002 года по налогу на добавленную стоимость у нее отсутствовали обороты по реализации товаров (работ, услуг).
Общество не согласилось с решением налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Налогоплательщик ссылается на то, что законодательством о налогах и сборах право на предъявление к вычету налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), не ставится в зависимость от исполнения поставщиками этих товарно-материальных ценностей обязанности по уплате названного налога в бюджет. Заявитель также считает, что он представил в налоговый орган все документы, подтверждающие факт экспорта товара и уплату поставщикам спорной суммы налога на добавленную стоимость.
Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела, согласился с доводами Общества и признал недействительным решение инспекции.
Суд кассационной инстанции считает оспариваемый судебный акт правильным и не находит оснований для его отмены.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета при экспорте товаров (работ, услуг), а также порядок реализации этого права установлены статьей 176 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение налога на добавленную стоимость производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Таким образом, для реализации права на возмещение налога на добавленную стоимость налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по налоговой ставке 0% и документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, на основании которых не позднее трех месяцев производится возмещение налога.
В течение этого срока налоговый орган согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ должен проверить обоснованность применения налогоплательщиком налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, после чего принять решение о возмещении сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
При этом согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Указанные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ. При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов. Вычеты сумм налога, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечисленных в статье 165 НК РФ (пункты 1 - 3 статьи 172 НК РФ).
Таким образом, налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные и фактически уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг). При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган первичные документы, подтверждающие уплату налога на добавленную стоимость поставщикам и принятие приобретенных товаров на учет, а при реализации товаров на экспорт - и установленные статьей 165 НК РФ документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов.
Суд первой инстанции установил и налоговой инспекцией не оспаривается, что в подтверждение факта экспорта товаров в ноябре 2003 года, а также правомерности применения налоговых вычетов в указанном периоде Общество представило полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие факты приобретения Обществом у поставщиков товарно-материальных ценностей, используемых при экспорте товаров, и их оплаты с учетом налога на добавленную стоимость (листы дела 33-35).
Налоговая инспекция не обращалась в суд первой инстанции с заявлением о фальсификации доказательств в порядке, предусмотренном статьей 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом нормами Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривается обязанность экспортера при предъявлении НДС к возмещению из бюджета документально подтверждать факты получения и оприходования поставщиками экспортируемых товаров выручки, полученной от покупателя по их счетам-фактурам, а также перечисления в бюджет полученных сумм налога.
В случае выявления при проведении налоговых проверок, в том числе и встречных, фактов неисполнения поставщиками товаров (работ, услуг), которые являются самостоятельными налогоплательщиками, установленных пунктами 1 и 5 статьи 173 НК РФ обязанностей по уплате в бюджет сумм налога, выставленных ими в счете-фактуре и уплаченных покупателем, налоговые органы вправе в порядке статей 45, 46 и 47 НК РФ решить вопрос о принудительном исполнении налогоплательщиком этих обязанностей и тем самым обеспечить формирование в бюджете источника возмещения сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при экспорте товаров (работ, услуг).
Таким образом, следует признать, что Общество выполнило все условия, необходимые для возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость за ноябрь 2003 года, и у налогового органа не было законных оснований для принятия оспариваемого решения от 17.03.2004.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятого по делу судебного акта не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2004 по делу N А56-18691/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Шевченко |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 декабря 2004 г. N А56-18691/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника