Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 декабря 2004 г. N А56-8758/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Ветошкиной О.В. и Клириковой Т.В., при участии в судебном заседании представителей федерального государственного унитарного предприятия "Кронштадтский Морской завод" Тихонова Д.В. (доверенность от 19.03.04 N 11-15/Д-44) и Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Цой С.В. (доверенность от 08.06.04 N 03-09/Д38),
рассмотрев 07.12.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Кронштадтский Морской завод" на решение от 24.05.04 (судья Жбанов В.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 09.09.04 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8758/04,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Кронштадтский Морской завод" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными ненормативных актов Межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам по Санкт-Петербургу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) - решения от 08.12.03 N 06-31/516, требования об уплате налога от 18.12.03 N 0301000293 и решения о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках от 12.01.04 N 293/14-31/2.
Решением суда от 24.05.04 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.09.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом положений статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации. Податель жалобы считает, что сумма единого социального налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается не на суммы уплаченных, а на суммы начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В отзыве на кассационную жалобу ...
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель налоговой инспекции просил оставить решение и постановление в силе, указывая на их законность и обоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленных предприятием расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу и по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за девять месяцев 2003 года. В ходе проверки налоговым органом установлено, что в указанном периоде налогоплательщик в нарушение требования пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно применил налоговый вычет в сумме, превышающей сумму фактически уплаченного страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации за тот же период, в результате чего сумма единого социального налога, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, занижена на 13 437 506 руб. 10 коп.
На основании материалов проверки налоговой инспекцией вынесено решение от 08.12.03 N 06-31/516, которым заявителю доначислено 13 437 506 руб. 10 коп. единого социального налога, а также 391 703 руб. 30 коп. пеней (листы дела 9-14). Во исполнение указанного решения налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога от 08.12.03 N 0301000293 со сроком исполнения до 18.12.03 (листы дела 15-16). Поскольку в установленный срок требование предприятием не исполнено, налоговая инспекция вынесла решение от 12.01.04 N 293/14-31/2 о взыскании налога, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. Считая, что ненормативные акты налогового органа, принятые в отношении предприятия, не соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации, заявитель оспорил их в арбитражном суде.
Согласно пункту 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). При этом сумма вычета, то есть сумма начисленных страховых взносов, не может превышать сумму налога (авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В пункте 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате с 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу. Кроме того, необходимо учитывать положение пункта 2 статьи 24 Закона N 167-ФЗ, согласно которому сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из приведенных положений закона следует, что абзац 2 пункта 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации определяет порядок расчета суммы единого социального налога для добросовестных налогоплательщиков, уплачивающих своевременно как страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, так и единый социальный налог, с учетом одновременного наступления срока уплаты данных платежей - до 15-ого числа месяца, следующего за отчетным. При этом законодателем конкретизировано применение вычета по единому социальному налогу, как по размеру, так и по сроку.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "абзац 2 пункта 3 статьи 243" следует читать "абзац 2 пункта 2 статьи 243"
Вместе с тем абзац 2 пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации является специальной нормой, связывающей право на применение налогового вычета по единому социальному налогу с фактической уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В случае несвоевременной уплаты налогоплательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, данный налогоплательщик, после фактической уплаты страховых взносов, вправе внести изменения в ранее поданную налоговую декларацию по единому социальному налогу и применить налоговый вычет за тот отчетный (налоговый) период, к которому относятся страховые взносы.
Как следует из материалов дела, на момент вынесения налоговым органом решения о привлечении к ответственности страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2003 год налогоплательщиком не уплачены (лист дела 10).
В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пунктом 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В данном случае налогоплательщик не только несвоевременно уплатил страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, но и неправомерно применил вычет по единому социальному налогу в части, зачисляемой в федеральный бюджет, поэтому ему должны быть начислены пени, как по страховым взносам, так и по единому социальному налогу.
На основании изложенного оспариваемое решение от 08.12.03 N 06-31/516, требование об уплате налога от 18.12.03 N 0301000293 и решение о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика от 12.01.04 N 293/14-31/2 являются законными и обоснованными.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы судов о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 24.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 09.09.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-8758/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Кронштадтский Морской завод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 декабря 2004 г. N А56-8758/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника