Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 декабря 2004 г. N А56-15150/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Зубаревой Н.А., Кузнецовой Н.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Интер-Арктос" Фоминой В.В. (доверенность от 01.12.04 N 16),
рассмотрев 14.12.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу на решение от 01.06.04 (судья Королева Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 01.09.04 (судьи Фокина Е.А., Шульга Л.А., Семиглазов В.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-15150/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Интер-Арктос" (далее - Общество, ООО "Интер-Арктос") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения предмета спора) о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 16.03.03 N 12-11/34 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 300 843 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2003 года и об обязании Инспекции возвратить указанную сумму налога на его расчетный счет.
Решением от 01.06.04 суд удовлетворил заявление Общества.
Постановлением от 01.09.04 апелляционная инстанция оставила решение от 01.06.04 без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить судебные акты и отказать "Интер-Арктос" в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права - подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
По мнению подателя жалобы, в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 165 НК РФ представленным Обществом контрактом от 02.06.03 N 398/0005 не предусматривается поставка товара за пределы таможенной территории Российской Федерации (экспорт товара), поскольку местом реализации товара по условиям контракта является территория Российской Федерации (FСА - Санкт-Петербург), а следовательно, он не соответствует требованиям пункта 1 статьи 164 НК РФ. Кроме того, выписками банка от 31.07.03 и от 06.08.03 в нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ не подтверждается факт поступления валютной выручки от иностранного лица - покупателя по контракту (товарищества с ограниченной ответственностью "ИТБ "Дэнко", город Алматы; далее - ТОО "ИТБ "Дэнко") на счет Общества в российском банке, так как денежные средства поступили с корреспондентского счета банка "30302".
Инспекция о времени и месте слушания жалоба надлежащим образом извещена, однако представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что по результатам камеральной налоговой проверки представленных Обществом налоговой декларации по НДС за ноябрь 2003 года и предусмотренных статьей 165 НК РФ документов, подтверждающих обоснованность применения им налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, Инспекция приняла решение от 16.03.03 N 12-11/34 об отказе ООО "Интер-Арктос" в возмещении 300 843 руб. НДС за указанный период.
Основанием для принятия такого решения, по мнению налогового органа, послужили следующие обстоятельства.
Контракт от 02.06.03 N 398/0005 на поставку оборудования для систем вентиляции и кондиционирования воздуха не соответствует требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, поскольку не предусматривает поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, то есть его экспорт (местом реализации товара по условиям контракта является территория Российской Федерации - FСА - Санкт-Петербург), а следовательно, применение налоговой ставки 0 процентов неправомерно. Выписки банка от 31.07.03 и от 06.08.03 не соответствуют требованиям подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ. так как не подтверждают факт поступления валютной выручки от иностранного лица - покупателя по контракту ТОО "ИТБ "Дэнко" на счет Общества в российском банке - денежные средства поступили с корреспондентского счета банка "30302". Кроме того, в грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10210100/010703/0011387 и в СМR N 021167 имеются расхождения в указании веса (брутто) товара: в ГТД вес брутто составляет 4 181 кг, а в CMR - 6 348 кг.
Общество не согласилось в доводами Инспекции, изложенными в решении от 16.03.03 N 12-11/34, и обжаловало его в арбитражный суд.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
Как следует из пункта 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, а также на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.
При этом вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы налога, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Возмещение налога производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком декларации и соответствующих документов.
Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что право на возмещение из бюджета суммы налога на добавленную стоимость возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения им фактов уплаты налога поставщику, реального экспорта конкретного товара и представления полного пакета документов, указанных в статье 165 НК РФ.
Судом установлено и материалами дела подтверждаются факт реального экспорта товаров и уплата Обществом НДС поставщикам материальных ресурсов.
Довод налогового органа о том, что условиями контракта от 02.06.03 N 398/0005 с иностранным покупателем ТОО "ИТБ "Дэнко" не предусматривалась поставка товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, является необоснованным, поскольку поставка товара на условиях FСА ("франко-перевозчик") по международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" означает только то, что продавец выполнит свои обязательства по доставке после того, как передаст товар, прошедший таможенную очистку при экспортировании, в распоряжение перевозчика, назначенного покупателем, в согласованном месте или пункте. Условия поставки применительно к "Инкотермс 2000" для установления момента перехода права собственности на товар в данном случае для целей налогообложения значения не имеют.
Суд кассационной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о несостоятельности довода Инспекции о том, что представленными выписками банка не подтверждается поступление выручки от иностранного лица-покупателя товара, поскольку денежные средства поступили с корреспондентского счета банка "30302".
Согласно Положению Центрального банка Российской Федерации от 05.12.02 N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" назначение счета "30302" - расчеты с филиалами, расположенными в Российской Федерации.
В соответствии с Положением Центрального банка Российской Федерации от 03.10.02 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.
Осуществление оплаты посредством корреспондентских отношений между банками, участие в межбанковских расчетах филиалов банков не противоречат действующему законодательству. Для целей применения льготной налоговой ставки подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ не установлены специальные особые требования к выписке банка, представляемой налогоплательщиком в налоговые органы в подтверждение поступления валютной выручки по экспортному контракту, и не запрещается участие филиалов банков в расчетах между экспортером товара и иностранным покупателем.
Кроме того, нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации право налогоплательщика на возмещение НДС, уплаченного при осуществлении экспортных операций, не связывается с использованием банками или иностранным покупателем конкретного счета для осуществления расчетов по внешнеторговому контракту.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Поскольку в данном случае иное Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, то суд кассационной инстанции рассмотрел кассационную жалобу только в пределах приведенных в ней доводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы Инспекции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 01.06.04 и постановление апелляционной и инстанции от 01.09.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-15150/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Шевченко |
Н.Г.Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2004 г. N А56-15150/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника