Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 декабря 2004 г. N А56-15697/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Клириковой Т.В. и Ломакина С.А., при участии от федерального государственного учреждения "Кировский лесхоз" Новоселова А.А. (доверенность от 15.12.03) и Павлова С.В. (доверенность от 15.12.03), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области Коряго Е.В. (доверенность от 21.06.04 N 03-06/6831),
рассмотрев 08.12.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области на решение от 23.06.04 (судья Згурская М.Л.) и постановление апелляционной инстанции от 13.09.04 (судьи Спецакова Т.Е., Градусов А.Е., Дроздов А.Г.) Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-15697/04,
установил:
Федеральное государственное учреждение "Кировский лесхоз" (далее - Лесхоз) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 06.04.04 N 10-20/3447, принятого по результатам камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4-й квартал 2003 года.
Решением от 23.06.04 суд удовлетворил заявление, признав правомерным применение Лесхозом подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в отношении операций по реализации древесины от рубок ухода за лесом, ссылаясь на то, что осуществление таких рубок обязательно для Лесхоза в силу статей 53 и 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а полученные от реализации древесины средства относятся к неналоговым доходам бюджета и одновременно являются источником целевого финансирования заявителя как государственного учреждения.
Апелляционная инстанция постановлением от 13.09.04 оставила решение суда без изменения, отклонив доводы жалобы налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать Лесхозу в удовлетворении его заявления. По мнению налогового органа, суд неправильно применил положения Налогового кодекса РФ, поскольку к операциям, не подлежащим налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ, "относятся операции по самой рубке леса, а не по реализации вырубленной древесины". Инспекция также считает правомерным привлечение Лесхоза к ответственности за непредставление деклараций по НДС, так как в октябре 2003 года его выручка от реализации товаров превысила 1 000 000 рублей, вследствие чего налогоплательщик утратил право на ежеквартальное представление деклараций.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представители Лесхоза просили оставить судебные акты без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
В соответствии с решением от 06.04.04 N 10-20/3447, принятым в результате камеральной проверки декларации Лесхоза по НДС за 4-й квартал 2003 года, Инспекция вменила заявителю в вину занижение налоговой базы вследствие необоснованного применения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ в отношении операций по реализации древесины, полученной им от рубок ухода за лесом, а также нарушение пункта 1 статьи 163 и пункта 5 статьи 174 НК РФ в связи с представлением ежеквартальных деклараций при ежемесячной выручке свыше 1 000 000 рублей. На этом основании Инспекция начислила Лесхозу 676 824 рубля недоимки по НДС за 4-й квартал 2003 года и 34 395 рублей 48 копеек пеней, а также привлекла его к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 199 НК РФ, в виде взыскания соответствующих сумм штрафов.
Оспаривая названное решение в судебном порядке, Лесхоз указывает на то, что реализация древесины от рубок ухода за лесом не подлежит обложению НДС в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ, а лесхозы - не плательщики НДС по данному виду деятельности, так как эта деятельность является не самостоятельной операцией, а составной частью единого технологического процесса - ухода за лесом, выполнение которого относится к исключительным полномочиям лесхозов согласно статьям 53, 91 ЛК РФ и Положению о Лесхозе. Заявитель также считает, что "доход, полученный от продажи древесины в процессе рубок ухода за лесом, следует отнести согласно абзацу 5 пункта 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к иным неналоговым доходам федерального бюджета". Первая и апелляционная инстанции суда признали доводы заявителя правомерными, а оспариваемое решение Инспекции - недействительным.
Суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты основаны на неправильном применении норм налогового законодательства.
Порядок исчисления и уплаты НДС регулируется нормами главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ, действующей с 01.01.01. Согласно статье 143 НК РФ налогоплательщиками в целях этой главы Налогового кодекса признаются организации, которыми согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ являются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, в силу названных норм плательщиками НДС признаются образованные в соответствии с действующим законодательством юридические лица независимо от форм собственности, видов осуществляемой ими деятельности и способов их финансирования, а следовательно, и Лесхоз, который является государственным учреждением, зарегистрированным в установленном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции, в том числе реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (подпункт 1 названной нормы). В соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для положения подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ, поскольку операции по реализации древесины, полученной Лесхозом от рубок ухода за лесом, подлежат обложению НДС в соответствии с пунктом 1 этой статьи и не освобождены от налогообложения в порядке статьи 149 НК РФ. Следовательно, Инспекция обоснованно решением от 06.04.04 N 10-20/3447 вменила Лесхозу в вину занижение налогооблагаемой базы, начислив суммы недоимки по НДС за 4-й квартал 2003 года и пеней, а также привлекла налогоплательщика к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога и пунктом 1 статьи 119 НК РФ за непредставление деклараций по НДС за октябрь и ноябрь 2003 года при наличии ежемесячной выручки свыше 1 000 000 рублей. Следовательно, у суда отсутствовали установленные частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основания для признания законного и обоснованного решения налогового органа недействительным.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что решение суда от 23.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 13.09.04, принятые с нарушением норм главы 21 Налогового кодекса РФ, следует отменить в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 и частями 1-2 статьи 288 АПК РФ, а Лесхозу отказать в удовлетворении его заявления.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 23.06.04 и постановление апелляционной инстанции от 13.09.04 Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-15697/04 отменить.
В удовлетворении заявления федерального государственного учреждения "Кировский лесхоз" - отказать.
Председательствующий |
Н.В.Троицкая |
С.А.Ломакин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2004 г. N А56-15697/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника