Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 декабря 2004 г. N А56-6628/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Зубаревой Н.А. и Кузнецовой Н.Г., при участии от закрытого акционерного общества "НБГ-Поволжье", правопреемника общества с ограниченной ответственностью "НЯМУНО БАНГА - ПЕТЕРБУРГ", Голубцовой Л.Н. (доверенность от 01.12.2004 N 4), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга Овчинниковой Е.В. (доверенность от 06.04.2004 N 19/13392),
рассмотрев 07.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение от 28.04.2004 (судья Захаров В.В.) и постановление апелляционной инстанции от 13.09.2004 (судьи Слобожанина В.Б., Бойко А.Е., Семиглазов В.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-6628/04, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НЯМУНО БАНГА - ПЕТЕРБУРГ" (далее - ООО "НЯМУНО БАНГА - ПЕТЕРБУРГ", Общество), правопреемником которого является закрытое акционерное общество "НБГ-Поволжье", обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 20.01.2004 N 04-05-4дш и 04-05-3дш о доначислении Обществу налога на имущество и привлечении его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также требования от 27.01.2004 N 0405000408 об уплате 2 390 817 руб. налога на имущество.
Решением суда от 28.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.09.2004, оспариваемые ненормативные акты налогового органа признаны недействительными.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 28.04.2004 и постановление от 13.09.2004, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права - подпункта "в" пункта 1 статьи 11-3 Закона Санкт-Петербурга от 14.07.95 N 81-11 "О налоговых льготах" (далее - Закон СПб "О налоговых льготах").
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "НЯМУНО БАНГА - ПЕТЕРБУРГ" представило в налоговую инспекцию уточненные расчеты по налогу на имущество за первое полугодие, девять месяцев 2002 года и за 2002 год в целом, а также за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев 2003 года.
Налоговый орган провел камеральную проверку представленных документов, по результатам которой принял решения от 20.01.2004 N 04-05-3дш - о доначислении Обществу 1 156 006 руб. налога на имущество за 2002 год и взыскании 231 201 руб. 20 коп. штрафа за его неполную уплату, а также N 04-05-4дш о доначислении ООО "НЯМУНО БАНГА - ПЕТЕРБУРГ" 1 234 811 руб. налога на имущество за 2003 год и взыскании 246 962 руб. 20 коп. штрафа. Основанием для доначисления налога послужил вывод налоговой инспекции о неправомерном использовании Обществом льготы по налогу на имущество, предусмотренной подпунктом "в" пункта 1 статьи 11-3 Закона СПб "О налоговых льготах". По мнению налогового органа, указанную льготу вправе применять лишь те организации, которые вводят в эксплуатацию приобретенные основные средства. Поскольку ООО "НЯМУНО БАНГА - ПЕТЕРБУРГ" ввело в эксплуатацию основные средства, внесенные его учредителями в качестве вклада в уставный капитал, у Общества не было права на применение данной льготы.
Позднее, 27.01.2004, налоговая инспекция направила налогоплательщику требование N 0405000408 об уплате доначисленного в ходе проверки налога.
ООО "НЯМУНО БАНГА - ПЕТЕРБУРГ" посчитало решения и требование налогового органа незаконными и оспорило их в арбитражный суд. По мнению заявителя, право налогоплательщика на применение спорной льготы по налогу на имущество не зависит от источника получения основных средств.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, согласились с доводами Общества и признали оспариваемые ненормативные акты налогового органа недействительными.
Кассационная инстанция считает судебные акты правильными и не подлежащими отмене.
До 2004 года порядок исчисления и уплаты налога на имущество регулировался Законом Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий". Статьей 5 названного Закона законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлялось право устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу на имущество в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В связи с этим организациям всех отраслей народного хозяйства, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Санкт-Петербурга, при исчислении суммы платежа по налогу на имущество предприятий, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, подпунктом "в" пункта 1 статьи 11-3 Закона СПб "О налоговых льготах" предоставлена льгота, в соответствии с которой стоимость имущества, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом сумм износа) основных производственных фондов, введенных в эксплуатацию в период, не превышающий последних четырех кварталов. При этом если суммарная покупная стоимость указанных основных производственных фондов или стоимость подрядных работ по созданию указанных основных производственных фондов превышает 5 миллионов рублей, льгота предоставляется на период шестнадцати кварталов, начиная с первого числа квартала, на начало которого были выполнены условия ее предоставления.
По мнению налоговой инспекции, указанную льготу вправе применять только те организации, которые покупают основные производственные фонды, вводимые в эксплуатацию.
Кассационная инстанция считает такой вывод налогового органа ошибочным.
Как прямо указано в подпункте "в" пункта 1 статьи 11-3 Закона СПб "О налоговых льготах", спорная льгота предоставляется всем организациям, которые в определенный период времени ввели в эксплуатацию основные производственные фонды. Названным Законом право налогоплательщика на применение льготы не связывается со способом приобретения имущества. Стоимость основных производственных фондов имеет значение лишь для определения периода, на который предоставляется льгота.
Из положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" следует, что отношения по формированию уставного капитала носят возмездный характер. Имущество, переданное в качестве вклада в уставный капитал, является собственностью Общества и имеет соответствующую денежную оценку.
В соответствии с пунктом 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и налоговым органом не оспаривается, что стоимость основных производственных фондов, переданных учредителями Общества в его уставный капитал и в последующем введенных в эксплуатацию, составляет 87 878 116 руб.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает, что ООО "НЯМУНО БАНГА - ПЕТЕРБУРГ" при исчислении налога на имущество в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга, правомерно уменьшило базу, облагаемую этим налогом, на стоимость спорного имущества.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 28.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.09.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-6628/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Шевченко |
Н.Г.Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 декабря 2004 г. N А56-6628/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника