Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 декабря 2004 г. N А13-3772/04-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Зубаревой Н.А. и Кочеровой Л.И.,
рассмотрев 06.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.08.2004 по делу N А13-3772/04-14 (судья Виноградова Т.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Череповецкий судостроительно-судоремонтный завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 31.12.2003 N 17-15/187-195Д-231/205 о доначислении налогов, начислении пеней и привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Общество уточнило заявленные требования и просило признать недействительным решение налоговой инспекции от 31.12.2003 N 17-15/187-195Д-231/205 в части привлечения Общества к ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания штрафов: по пункту 2 статьи 119 НК РФ - за нарушение Обществом как налоговым агентом срока представления деклараций - в сумме 2 655 евро (97 767 руб. 72 коп.); по пункту 1 статьи 122 НК РФ - за неполную уплату Обществом налога на добавленную стоимость за конкретный налоговый период - в сумме 37 895 руб. 67 коп.; по статье 123 НК РФ - за неправомерное неперечисление Обществом как налоговым агентом сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих удержанию и перечислению в бюджет - 20 213,09 руб. и за неправомерное неперечисление Обществом как налоговым агентом сумм налога с доходов иностранных юридических лиц - 39 106 руб. 06 коп. Кроме того, Общество просило признать недействительным оспариваемое решение налогового органа в части доначисления 333 310 руб. налога на добавленную стоимость (190 348 руб. 20 коп. по пункту 1.6.5 решения и 142 961 руб. 80 коп. по пункту 1.6.7 решения) и налога с доходов иностранных юридических лиц в сумме 5 309.86 евро (195 530 руб. 28 коп.) с начисленными пенями за несвоевременную уплату указанных сумм налогов.
Решением суда первой инстанции от 11.08.2004 требования заявителя удовлетворены частично. Решение налоговой инспекции от 31.12.2003 N 17-15/187-195Д-231/205 признано недействительным в части привлечения Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119, пунктом 1 статьи 122 и статьей 123 НК РФ, в виде взыскания штрафов в суммах соответственно 2 655 евро (97 767 руб. 72 коп.), 37 895 руб. 67 коп. и 39 106 руб. 06 коп., а также в части доначисления 333 310 руб. налога на добавленную стоимость и 5 309.86 евро (195 530 руб. 28 коп.) налога с доходов иностранных юридических лиц и начисления соответствующих сумм пеней. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в части удовлетворения требований Общества по эпизоду, связанному с доначислением налоговым органом 190 348 руб. 20 коп. налога на добавленную стоимость, неправомерно не доплаченного налогоплательщиком за соответствующие налоговые периоды, начислением соответствующей суммы пеней и привлечением Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 37 895 руб. 67 коп., ссылаясь на нарушение судом норм материального права - статьей 169, 171 и 172 НК РФ. Налоговый орган считает свое решение по названному эпизоду законным и обоснованным, поскольку Обществом неправомерно включен в сумму налоговых вычетов налоговых периодов 2001-2002 годов налог на добавленную стоимость по счетам-фактурам, оформленным с нарушением требований, установленных подпунктами 2 и 3 пункта 5 и пунктом 6 статьи 169 НК РФ.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Стороны о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Поскольку в данном случае иного Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает, то суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу в пределах приведенных в ней доводов.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения налоговой инспекцией в сентябре-ноябре 2003 года выездной налоговой проверки соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2000 по 31.12.2002 налоговой инспекцией установлено, в частности, неправомерное включение Обществом в состав налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в декларациях, представленных в налоговый орган в 2001-2002 годах, 190 348 руб. 20 коп. налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам, оформленным поставщиком - ООО "Автопромцентр" - с нарушением требований, установленных подпунктами 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ, что повлекло недоплату (неполную уплату) налога на добавленную стоимость за соответствующие налоговые периоды. В названных счетах-фактурах отсутствуют такие реквизиты, как: адрес грузоотправителя, идентификационный номер налогоплательщика-покупателя и адрес грузополучателя.
Выявленные нарушения отражены в акте от 11.12.2003 N 17-15/187-195Д-231 ДСП.
С учетом представленных налогоплательщиком разногласий и на основании акта выездной проверки налоговая инспекция приняла решение от 31.12.2003 N 17-15/187-195Д-231/205, в том числе о доначислении 190 348 руб. 20 коп. налога на добавленную стоимость, неправомерно не доплаченного за соответствующие налоговые периоды, начислении пеней за нарушение срока уплаты доначисленной суммы и о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 37 895 руб. 67 коп.
Общество, считая оспариваемое решение налоговой инспекции частично незаконным, в том числе в вышеуказанной части, обжаловало его в арбитражном суде.
Суд удовлетворил требования Общества по обжалуемому эпизоду, однако кассационная инстанция, рассмотрев доводы жалобы налогового органа и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает такое решение суда ошибочным, принятым без учета положений статьи 169, 171, 172 НК РФ, а потому подлежащим частичной отмене.
В пунктах 1 и 2 статьи 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Условия реализации права на налоговые вычеты определены в пункте 1 статьи 172 НК РФ.
Установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам) и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг).
Причем, в силу прямого указания в пункте 1 статьи 169 НК РФ, документом, служащим основанием для принятия предъявленных продавцом сумм налога к вычету или возмещению, у покупателя является счет-фактура, которая должна быть составлена с соблюдением требований к оформлению, изложенных в пунктах 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
Отсутствие счетов-фактур, предусмотренных статьей 169 НК РФ, препятствует реализации налогоплательщиком-покупателем товаров (работ, услуг) права на налоговые вычеты в соответствующем налоговом периоде сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам.
Аналогичные последствия влечет наличие у покупателя товаров счетов-фактур, оформленных продавцами с нарушением установленного порядка: такие счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных продавцами товаров (работ, услуг) сумм налога к вычету или возмещению.
При неправильном оформлении поставщиками счетов-фактур налогоплательщик в силу пунктов 1-2 статьи 169, пункта 1 статьи 171, пункта 1 статьи 172, пункта 1 статьи 173 и пункта 4 статьи 176 НК РФ может предъявить к вычету указанный в таких счетах-фактурах налог на добавленную стоимость (при соблюдении иных условий реализации права на налоговые вычеты) только после получения от поставщика исправленного (дооформленного) счета-фактуры.
Поскольку счет-фактура является документом налогового учета и его отсутствие у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде в надлежаще оформленном виде - согласно пунктам 1 и 2 статьи 169 НК РФ - лишает налогоплательщика права на получение вычета, вычет налога на добавленную стоимость может быть осуществлен только за тот налоговый период, когда счет-фактура получен в исправленном (дооформленном) виде.
В отличие от порядка отражения (учета) хозяйственных операций в бухгалтерском учете, право на налоговый вычет обусловлено не периодом совершения операции реализации товара (работы, услуги), оплаты товара и принятия к учету (оприходования), а периодом выполнения установленных статьями 172 и 169 НК РФ трех условий в совокупности:
- наличия надлежаще оформленного счета-фактуры;
- оплаты товара (работ, услуг) поставщику;
- принятия товара (работ, услуг) к учету (оприходования).
Этот вывод подтверждается как нормами статьи 169 НК РФ, так и положениями пунктов 7, 8 и 14 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - Правила), разработанных и утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.
Обязанность налогоплательщика вести журнал учета полученных счетов-фактур в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, закреплена в пунктах 3 и 8 статьи 169 НК РФ.
Как указано в пункте 7 Правил, покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке. Счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежат регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты (в том числе за наличный расчет) и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ, оказанных услуг) (пункт 8 Правил).
При этом в пункте 14 подчеркнуто, что счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок. В книге покупок не подлежат также регистрации счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки (пункт 29 Правил).
В то же время названными Правилами определен порядок внесения в счета-фактуры исправлений. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления (пункт 29 Правил).
Таким образом, счета-фактуры могут быть зарегистрированы в журнале покупок только в том периоде, когда получены от продавца в правильно оформленном виде, и в том же налоговом периоде может быть принят к вычету налог на добавленную стоимость, указанный в исправленном или дооформленном счете-фактуре.
Перечень сведений, которые должны содержаться в счете-фактуре, приведен в пункте 5 статьи 169 НК РФ, а порядок заверения данных счета-фактуры - в пункте 6 той же статьи.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны, в том числе, наименование, адрес, идентификационные номера налогоплательщика и покупателя, наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Правовые последствия несоблюдения требований пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ установлены в пункте 2 статьи 169 НК РФ: счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного указанными пунктами, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В рассматриваемом случае Общество, включая в состав налоговых вычетов в 2001 и 2002 годах суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные ООО "Автопромцентр", на основании ненадлежаще оформленных счетов-фактур, нарушило положения пунктов 1 и 2 статьи 169 НК РФ, что повлекло неправомерное завышение суммы налоговых вычетов и недоплату налога на добавленную стоимость за соответствующие налоговые периоды 2001-2002 годов.
Следовательно, вывод налоговой инспекций в решении от 31.12.2003 N 17-15/187-195Д-231/205 о незаконном предъявлении Обществом в соответствующих налоговых периодах 2001-2002 годов к возмещению из бюджета 190348 руб. 20 коп. налога на добавленную стоимость на основании счетов-фактур, составленных с нарушением требований подпунктов 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ, соответствует положениям пунктов 1 и 2 статьи 169 и статьи 172 НК РФ.
Представление Обществом в налоговую инспекцию 30.12.2003 правильно оформленных счетов-фактур лишь подтверждает факт неправомерного предъявления Обществом указанных в этих счетах-фактурах сумм налога на добавленную стоимость к вычету в 2001-2002 годах. Получение от поставщика правильно оформленных счетов-фактур дает налогоплательщику право на вычет соответствующих сумм налога по декларации за декабрь 2003 года.
Получение Обществом правильно оформленных счетов-фактур от поставщика - ООО "Автопромцентр" в декабре 2003 года свидетельствует о возникновении у Общества только в декабре 2003 года права на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость по таким счетам-фактурам.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 23.06.2003 N 03-03-11/107" следует читать "от 23.06.2004 N 03-03-11/107"
Правильность такого вывода подтверждается и позицией, изложенной в письме Минфина РФ от 23.06.2003 N 03-03-11/107.
Кассационная инстанция считает правомерным и привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Включение в состав налоговых вычетов сумм налога на добавленную стоимость по неправильно оформленным счетам-фактурам повлекло неполную уплату налога на добавленную стоимость за соответствующие налоговые периоды 2001-2002 годов.
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате неправильного исчисления налога влечет ответственность по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.
Условия освобождения налогоплательщика от ответственности, предусмотренные пунктом 4 статьи 81 НК РФ, Обществом не соблюдены.
Ссылка Общества на неправомерные действия поставщика, неправильно оформившего спорные счета-фактуры, отклоняется как несостоятельная. Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам товаров, работ, услуг, предъявляет к вычету покупатель. Поэтому именно он обязан проверить правильность оформления выставленных ему поставщиком счетов-фактур и не допустить предъявления к вычету сумм налога по ненадлежаще оформленным счетам-фактурам.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что жалоба налоговой инспекции подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение суда - отмене в части удовлетворения требований Общества и признания недействительным решения налоговой инспекции о доначислении 190 348 руб. 20 коп. налога на добавленную стоимость, начислении соответствующей суммы пеней и о привлечении Общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 37 895 руб. 67 коп. по эпизоду, связанному с предъявлением Обществом в 2001-2002 годах к вычету сумм налога на добавленную стоимость по ненадлежаще оформленным счетам-фактурам. В этой части требования Общества подлежат отклонению.
Принимая во внимание результат рассмотрения жалобы, с Общества подлежит взысканию в доход федерального бюджета 800 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой (300 руб.) и кассационной (500 руб.) инстанций.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.08.2004 по делу N А13-3772/04-14 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Череповцу от 31.12.2003 N 17-15/187-195Д-231/205 о доначислении 190 348 руб. 20 коп. налога на добавленную стоимость, начислении соответствующей суммы пеней и о привлечении открытого акционерного общества "Череповецкий судостроительно-судоремонтный завод" к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 37 895 руб. 67 коп. по эпизоду, связанному с предъявлением налогоплательщиком в 2001-2002 годах к вычету сумм налога на добавленную стоимость по ненадлежаще оформленным счетам-фактурам.
В этой части в удовлетворении требований заявителя отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "Череповецкий судостроительно-судоремонтный завод" в доход федерального бюджета 800 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 декабря 2004 г. N А13-3772/04-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника