Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 декабря 2004 г. N А13-5130/04-07
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Кирейковой Г.Г., Троицкой Н.Н., при участии от закрытого акционерного общества "Вологодский подшипниковый завод" Середы М.В. (доверенность от 12.11.2004 N 113),
рассмотрев 09.12.2004 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области и закрытого акционерного общества "Вологодский подшипниковый завод" на решение от 21.06.2004 (судья Богатырева В.А.) и постановление апелляционной инстанции от 13.08.2004 (судьи Логинова О.П., Маганова Т.В., Виноградова Т.В.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-5130/04-07,
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Вологодский подшипниковый завод" (далее - общество, ЗАО "ВПЗ") 33 322 руб. штрафных санкций, в том числе 3 172 руб. штрафа на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), 30 150 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ.
Решением суда от 21.06.2004 заявление инспекции удовлетворено частично: с общества взыскано 24 072 руб. штрафных санкций, в том числе 3 172 руб. на основании статьи 123 НК РФ, а также 20 900 руб. на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ. В остальной части заявленных требований суд налоговому органу отказал. В обоснование отказа во взыскании 9 250 руб. штрафных санкций на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ суд указал на то, что у общества в силу пункта 3 статьи 24 НК РФ отсутствует обязанность по представлению сведений о выплаченных физическим лицам доходах, поскольку суммы материальной помощи, выплаченные не работникам общества, налогообложению не подлежат.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.08.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления. Налоговый орган считает, что суды неправильно применили нормы материального права, а именно: пункт 2 статьи 230 НК РФ, согласно которому налоговый агент, в данном случае общество, обязан представить налоговому органу сведения о выплаченных доходах в отношении всех лиц, в том числе в отношении тех лиц, суммы выплаченных доходов которых не подлежат обложению налогом с доходов физических лиц.
Общество в кассационной жалобе просит отменить судебные акты, а дело направить на новое рассмотрение, считая, что суды необоснованно не учли наличие обстоятельств, смягчающих ответственность общества в совершении им налоговых правонарушений, а именно: совершение обществом правонарушения впервые, сбой в компьютерной программе, а также самостоятельная уплата налога.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе ЗАО "ВПЗ", а также просил отказать инспекции в удовлетворении ее жалобы.
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку правильности удержания, полноты и своевременности перечисления обществом в бюджет подоходного налога (налога на доходы физических лиц), своевременности и полноты представления в налоговый орган сведений о доходах физических лиц за период с 01.10.2000 по 01.10.2003, о чем составлен акт от 13.02.2004 N 1. По итогам налоговой проверки и рассмотрения представленных обществом разногласий инспекция вынесла решение от 23.03.2004 N 1 о привлечении общества к налоговой ответственности в виде взыскания 3 127 руб. штрафа на основании статьи 123 НК РФ за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом за 2000-2002 годы; а также в виде взыскания 30 150 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ за непредставление в установленные сроки налоговым агентом в налоговый орган сведений о выплаченных доходах физическим лицам.
Поскольку общество не уплатило штраф в добровольном порядке, инспекция обратилась в суд с заявлением о его взыскании.
На основании анализа представленных по делу доказательств суд кассационной инстанции считает обжалуемые сторонами судебные акты законными и обоснованными по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 126 НК РФ предусмотрена ответственность налогоплательщика (налогового агента) за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах, начисленных и удержанных в этом налоговом периоде, налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Анализ приведенных норм законодательства о налогах и сборах позволил сделать суду первой инстанции правомерный вывод о том, что обязанность налогового агента по представлению налоговому органу сведений о выплаченных физическим лицам доходов прямо связана с обязанностью налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет удержанной суммы налога.
Таким образом, обязанность лица, являющегося источником дохода физических лиц, заключается в представлении в налоговый орган сведений о доходах тех лиц, в отношении которых оно в соответствии с законодательством о налогах и сборах выступает в качестве налогового агента.
В статье 217 НК РФ перечислены виды доходов физических лиц, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). Пунктом 28 данной нормы предусмотрено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы, не превышающие 2 000 руб., полученные за налоговый период в виде материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту.
Поскольку указанные виды доходов физических лиц не подлежат налогообложению, то есть не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц, то у лица, выплатившего физическому лицу такой вид дохода, не возникает обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию, перечислению в бюджет налога с данного вида дохода, а также обязанности по представлению в налоговый орган сведений о сумме исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджет налога. Следовательно, такое лицо не выступает налоговым агентом в отношении выплаченных физическим лицам видов доходов, освобожденных от налогообложения.
Из материалов дела следует, что в честь Дня Победы и Дня пожилого человека общество произвело выплаты материальной помощи ветеранам труда (185 человек) в суммах от 50 до 200 руб. за проверяемый налоговый период. Вывод судов о том, что указанные выплаты в силу пункта 28 статьи 217 НК РФ не являются объектами обложения налогом на доходы физических лиц, является правомерным. При таких обстоятельствах также правомерен вывод судов об отсутствии у общества обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет сумм налога с таких выплат, а следовательно, обязанности по представлению налоговому органу сведений о выплаченных этим лицам сумм доходов, в пределах 2000 руб., в виде материальной помощи.
Кассационной инстанцией отклоняется и довод инспекции о невозможности реализации налоговым органом права, предусмотренного подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, определять суммы налога расчетным путем в случае получения физическим лицом доходов, поименованных в пункте 28 статьи 217 НК РФ, в сумме, превышающей 2 000 руб., не от одного налогового агента при отсутствии сведений от налоговых агентов о любых полученных физическим лицом доходах. Свои права налоговый орган обязан осуществлять в рамках, установленных законодательством о налогах и сборах, не возлагая на участников налоговых правоотношений обязанностей, не предусмотренных налоговым законодательством.
Кроме того, в случае получения физическим лицом дохода в виде материальной помощи, превышающей 2 000 руб. в налоговом периоде, он становится в силу Налогового кодекса Российской Федерации самостоятельным налогоплательщиком.
Следовательно, отказав инспекции во взыскании с общества 9 250 руб. штрафа, суд вынес законное и обоснованное решение в этой части, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения жалобы налогового органа.
Доводы жалобы общества о том, что судами неправомерно не приняты во внимание указанные им обстоятельства, смягчающие ответственность общества за совершенные им за налоговые правонарушения, суд кассационной инстанции считает несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ. В силу пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.
Согласно положениям статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) мера ответственности за совершение конкретного налогового правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Суды не установили обстоятельств, смягчающих ответственность общества, на что прямо указано в мотивировочной части принятых судебных актов, следовательно, решение первой и постановление апелляционной инстанции в этой части также являются законными и обоснованными.
Кассационная инстанция считает доводы жалобы общества направленными на переоценку фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ недопустимо в суде кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 21.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 13.08.2004 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-5130/04-07 оставить без изменения, а кассационные жалобы Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области и закрытого акционерного общества "Вологодский подшипниковый завод" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Вологодский подшипниковый завод" излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 14 рублей 17 копеек.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Н.В. Троицкая
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 декабря 2004 г. N А13-5130/04-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника