Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 июня 2002 г. N А42-5757/01-11
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 августа 2003 г.
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2002 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Троицкой Н.В., Кирейковой Г.Г., при участии от открытого акционерного общества "Кольская горно-металлургическая компания" Сасова К.А. (доверенность от 25.04.02 N 529), от Инспекции по городу Мурманску Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области Пожидаевой Ю.В. (доверенность от 22.03.02 N 14.1-39-05/11656), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции по городу Мурманску Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области на решение от 10.09.01 (судьи Сачкова Н.В., Мунтян Л.Б., Спичак Т.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 05.04.02 (судьи Бубен В.Г., Вострякова К.А., Романова А.А.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-5757/01-11,
установил:
Открытое акционерное общество "Кольская горно-металлургическая компания" (далее - ОАО "Кольская ГМК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о признании недействительным требования Инспекции по городу Мурманску Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области (далее - налоговая инспекция) от 09.07.01 N 721 в части внесения 36770760 руб. 54 коп. платы за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ и начисленных на эту сумму пеней.
Решением суда от 10.09.01 исковые требования Общества удовлетворены. В решении суд сослался на то, что названная плата не является законно установленным налоговым платежом.
Постановлением апелляционной инстанции от 06.11.01 решение суда отменено и производство по делу прекращено. Апелляционная инстанция посчитала, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 21.01.02 отменил постановление апелляционной инстанции от 06.11.01 и направил дело в суд апелляционной инстанции для рассмотрения по существу.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.04.02 решение суда от 10.09.01 оставлено без изменения, а жалоба налогового органа - без удовлетворения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление суда и отказать Обществу в иске.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что Обществом 01.02.01 представлен в налоговую инспекцию плановый расчет отчислений в размере 19 процентов от платы за загрязнение окружающей природной среды за 2001 год, направляемых в федеральный бюджет. Согласно расчету плата за загрязнение окружающей природной среды за второй квартал 2001 года составляет 36770760 руб. 54 коп. В добровольном порядке истец названную сумму в бюджет не внес, в связи с чем налоговая инспекция направила Обществу требование от 09.07.01 N 721 о перечислении в бюджет 36770760 руб. 54 коп. - платы за загрязнение окружающей природной среды, а также пеней, начисленных на эту сумму, - в срок до 16.07.01.
ОАО "Кольская ГМК", считая, что в нарушение статьи 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" порядок и условия внесения в бюджет платы за загрязнение окружающей природной среды установлены не законодательным актом Российской Федерации, а постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 и письмами Минприроды, Минэкономики и Минфина Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным требования налогового органа о внесении в бюджет названных платежей и начисленных на них пеней. Истец указал на незаконность установления как самих платежей, так и требования ответчика.
Судебные инстанции удовлетворили иск Общества, признав, что порядок, условия и сроки внесения платы за загрязнение окружающей природной среды установлены с нарушением действующего законодательства.
Кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частью 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
В настоящее время система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и сохраняющими юридическую силу положениями Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
В силу пункта 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются названным Кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Налоговым кодексом Российской Федерации признаками налогов или сборов, не предусмотренные этим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
Из содержания статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налог, взимаемый в федеральный бюджет, может считаться законно установленным лишь в том случае, когда непосредственно в самом федеральном законе определены его плательщики и элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Аналогичные нормы содержались и в статьях 1, 2, 3, 7, 9, 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
При рассмотрении дела судом установлено, что плата за загрязнение окружающей природной среды по своей правовой природе обладает всеми признаками налога, перечисленными в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации: обязательна, индивидуально безвозмездна, представляет собой отчуждение денежных средств плательщика для финансирования государства.
То обстоятельство, что плата за загрязнение окружающей природной среды относится к федеральным налогам, подтверждается и Приложением 2 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации", где плата за загрязнение окружающей природной среды указана в разделе налоговых доходов бюджета и ей присвоен код 1050600, что соответствует подгруппе платежей за пользование природными ресурсами группы налоговых доходов, а также Приложением 2 к Федеральному закону Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2002 год", в котором плата за загрязнение окружающей природной среды включена в перечень федеральных налогов и сборов.
Между тем в нарушение статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации, а также ранее действовавших положений Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" все существенные элементы указанного налогового платежа установлены не федеральным законом, а постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.
Так, пунктом 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 (далее - Постановление), установлены плательщики налога - предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории России, связанные с природопользованием.
В названном пункте Порядка установлен также объект налогообложения, к которому отнесены виды вредного воздействия на окружающую природную среду.
Пунктом 3 Порядка установлена налоговая база, представляющая собой количество загрязняющих веществ, поступающих в природную среду (объемы выбросов, сбросов, размещения отходов).
Пунктами 3-5 Порядка и абзацем вторым пункта 2 Постановления установлен порядок исчисления налогового платежа и, кроме того, предоставлено право вносить в него уточнения федеральным органам исполнительной власти. Между тем согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогообложения могут издаваться лишь в случаях, предусмотренных законом, и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Правительство Российской Федерации также незаконно отнесло к компетенции федеральных органов исполнительной власти вопросы определения налогового периода, налоговых ставок, порядка и срока уплаты налога, а также налоговых льгот (пункты 2-6 Постановления, пункты 6-9 Порядка).
С учетом изложенного Постановление и Порядок не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации (статья 6), и нарушают права заявителя (возлагают на налогоплательщика обязанность по уплате налога, не установленного федеральным законом). Поэтому и предложение налоговой инспекции в требовании от 09.07.01 N 721 перечислить в бюджет обязательный платеж, установленный с нарушением положений Конституции и законодательных актов Российской Федерации, также нарушает права ОАО "Кольская ГМК", а следовательно, судом правомерно удовлетворен иск Общества.
Кассационная инстанция не может согласиться с доводами налогового органа о том, что постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок установления и внесения платы за загрязнение окружающей природной среды, принятые до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, а также письма министерств Российской Федерации по этому вопросу соответствуют действующему налоговому законодательству и должны применяться до принятия соответствующих федеральных законов.
В силу статьи 7 Федерального закона от 31.07.98 "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до принятия соответствующих федеральных законов.
Однако в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 16-П от 11.11.97 "По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О государственной границе Российской Федерации", отнесение к ведению Правительства Российской Федерации установления существенных элементов налогового обязательства не соответствует закрепленному действующим законодательством разграничению полномочий между органами законодательной и исполнительной власти.
Согласно статье 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" указанное Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступило в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
Принимая во внимание, что Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 и утвержденный им Порядок содержат правовые положения, аналогичные признанным не соответствующими Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.11.97 N 16-П, суд не вправе признать их законными даже с учетом положений статьи 7 Федерального закона от 31.07.98 "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Кассационная инстанция считает необходимым также отметить, что Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 признано незаконным (недействительным) вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.02 N ГКПИ 2002-178, в связи с чем не подлежит применению.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.09.01 и постановление апелляционной инстанции от 05.04.02 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-5757/01-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции по городу Мурманску Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Г.Г. Кирейкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июня 2002 г. N А42-5757/01-11
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника