Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 декабря 2004 г. N А56-13610/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Казанцевой Р.В., Коробова К.Ю.,
при участии Осадчей Н.Н., от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу Юрина А.Л. (доверенность от 06.05.2004),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу на решение от 30.04.2004 (судья Лопато И.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 10.09.2004 (судьи Дроздов А.Г., Спецакова Т.Е., Градусов А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13610/04,
установил:
Предприниматель Осадчая Нина Николаевна обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району Санкт-Петербурга (в настоящее время - Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу, далее - ИМНС) от 06.05.2003 N 01-53/285 о привлечении ее к административной ответственности и назначении административного наказания в виде наложения штрафа в размере 3000 руб. на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 30.04.2004 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.09.2004 решение суда от 30.04.2004 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИМНС просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ИМНС подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе. Осадчая Н.Н. просила оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ИМНС постановлением от 06.05.2003 N 01-53/285 привлекла предпринимателя Осадчую Н.Н. к административной ответственности на основании статьи 14.5 КоАП РФ в виде наложения штрафа в сумме 3000 руб. за нарушение статьи 1 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ). Постановление ИМНС принято по результатам проведенной 29.04.2003 проверки выполнения предпринимателем требований Закона о ККМ при осуществлении реализации товара в торговой зоне Апраксин двор (улица Садовая, дом 28-30). В протоколе об административном правонарушении от 30.04.2003 N 276/026543/45 указано, что предпринимателем Осадчей Н.Н. при продаже топика стоимостью 250 руб. денежные расчеты были произведены без применения контрольно-кассовой машины.
Статьей 1 Закона о ККМ, действовавшего в момент проведения проверки и статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", действующего в настоящее время, предусмотрено обязательное применение контрольно-кассовых машин на территории Российской Федерации всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Вместе с тем пунктом 2 "е" Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745, предусмотрено, что торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, может осуществляться без применения контрольно-кассовой машины.
Поскольку ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении, составленном ИМНС, нет описания торгового места, арендованного предпринимателем Осадчей Н.Н., суд сделал правомерный вывод о том, что ИМНС не представлено доказательств обязанности предпринимателя в указанном случае при осуществлении торговли применять контрольно-кассовую машину.
Довод ИМНС о наличии у предпринимателя такой обязанности в связи с действовавшим в период проводимой проверки распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 22.11.2002 N 2344-ра "Об упорядочении применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением в Санкт-Петербурге", которым был установлен исчерпывающий перечень товаров, реализация которых на рынках, ярмарках, в выставочных павильонах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, может производиться без применения контрольно-кассовой машины, кассационной инстанцией отклоняется как необоснованный. Названное распоряжение было признано утратившим силу другим распоряжением администрации Санкт-Петербурга - от 07.07.2003 N 1656-ра в связи с приведением правовых актов администрации в соответствие с федеральным законодательством. Предприниматель Осадчая Н.Н. привлечена к административной ответственности постановлением от 06.05.2003 N 01-53/285 по статье 14.5 КоАП РФ за нарушение Федерального закона "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением".
При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие события административного правонарушения, кассационная инстанция считает правомерным вывод суда о признании незаконным и отмене постановления ИМНС от 06.05.2003 N 01-53/285 и, не усматривая при принятии судом обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 30.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 10.09.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-13610/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
К.Ю. Коробов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 декабря 2004 г. N А56-13610/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника