Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 10 декабря 2004 г. N А44-3269/04-С13
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л., при участии от государственного некоммерческого учреждения культуры и искусства "Новгородская областная филармония" директора Шитенбурга Л.В. (приказ от 30.05.83 N 31), адвоката Михайлова Ю.Р. (доверенность от 15.06.2004),
рассмотрев 07.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великому Новгороду на решение Арбитражного суда Новгородской области от 30.07.2004 по делу N А44-3269/04-С13 (судья Бочарова Н.В.),
установил:
Государственное некоммерческое учреждение культуры и искусства "Новгородская областная филармония" (далее - Филармония) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великому Новгороду (далее - Инспекция) от 30.04.2004 N 17-12/290 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 30.07.2004 требования Филармонии удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Филармонии.
Податель жалобы считает, что налогоплательщиком необоснованно применена льгота по налогу на добавленную стоимость, установленная подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), что привело к занижению налоговой базы за четвертый квартал 2003 года.
Инспекция о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Филармония представила в Инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2003 года.
В ходе камеральной проверки декларации Инспекция установила неполную уплату Филармонией налога на добавленную стоимость за четвертый квартал 2003 года вследствие неправомерного применения льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в отношении стоимости реализованных входных билетов и абонементов на сумму 901 708 руб.
По мнению налогового органа, форма реализуемых Филармонией входных билетов и абонементов не соответствует форме, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" (далее - Приказ N 20н), а следовательно, реализация этих билетов не освобождается от налогообложения.
По результатам проверки Инспекция составила акт от 05.04.2004 N 17-12/290 и приняла решение от 30.04.2004 N 17-12/290 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 29 799 руб. штрафа, доначислении 148 995 руб. налога на добавленную стоимость за четвертый квартал 2003 года и начислении 6 958 руб. пеней.
Считая решение налогового органа от 30.04.2004 N 17-12/290 незаконным, Филармония обжаловала его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, признав правомерным применение заявителем льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Кассационная инстанция, рассмотрев доводы жалобы Инспекции и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В статье 149 НК РФ приведен перечень операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость (освобождаемых от налогообложения).
Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация учреждениями культуры и искусства входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
К учреждениям культуры и искусства в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки.
Формы бланков "Билет" и "Абонемент" утверждены Приказом N 20н как документы строгой отчетности.
В пункте 18 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, разъяснено, что формы входных билетов и абонементов на проводимые учреждениями культуры и искусства театрально - зрелищные, культурно - просветительные и зрелищно - развлекательные мероприятия приравниваются в целях главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации к формам, утвержденным Приказом N 20н (Приложения 2 и 3).
Из материалов дела видно, что Филармония является государственным некоммерческим учреждением культуры и искусства. Согласно Уставу основной деятельностью Филармонии является создание концертных программ, проведение музыкально-зрелищных мероприятий, формирование творческих составов собственных концертных коллективов и исполнителей (пункт 2.3 Устава).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что реализуемые Филармонией входные билеты содержат все необходимые реквизиты бланка строгой отчетности, образец которого утвержден Приказом N 20н, в частности в них указаны: наименование организации, серия, номер, цена.
Реализуемые Филармонией абонементы не применяются ею в качестве бланков строгой отчетности, носят рекламный характер и недействительны без билета.
Кроме того, как пояснили представители Филармонии в заседании суда кассационной инстанции, используемые заявителем устаревшие бланки входных билетов изготовлены в большом количестве до утверждения Приказом N 20н образца бланка строгой отчетности. При этом Филармония проставляет на билетах штампы, в которых указываются все необходимые реквизиты, предусмотренные Приказом N 20н. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суд сделал правильный вывод о правомерном использовании Филармонией льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренной подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ, и правомерно признал недействительным решение налогового органа от 30.04.2004 N 17-12/290.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 30.07.2004 по делу N А44-3269/04-С13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В.Дмитриев |
Л.Л.Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 декабря 2004 г. N А44-3269/04-С13
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника