Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 декабря 2004 г. N А42-3645/04-15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М.,
судей Сосниной О.Г., Кустова А.А.,
при участии от военного прокурора Северного флота Моисеенкова Ю.Е. (удостоверение N 04267),
рассмотрев 23.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.09.2004 по делу N А42-3645/04-15 (судья Евтушенко О.А.),
установил:
Военный прокурор Северного флота (далее - Прокурор) в интересах Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Мурманской области (далее - Инспекция) от 25.11.2002 N 3626юр о государственной регистрации войсковой части 30899 (далее - в/ч 30899, войсковая часть) в качестве юридического лица, признании незаконными действий Инспекции по включению в/ч 30899 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и обязании внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ.
Решением от 03.09.2004 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Суд исходил из того, что поскольку в/ч 30899 не обладает признаками юридического лица, у Инспекции отсутствовали правовые основания для принятия решения о государственной регистрации войсковой части в качестве юридического лица и включения ее в ЕГРЮЛ.
В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, в/ч 30899 обладает признаками, позволяющими считать ее юридическим лицом, в связи с чем правовых оснований для отказа в государственной регистрации не имелось.
Представитель Инспекции, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции не явился, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в ее отсутствие.
Представитель Прокурора в удовлетворении кассационной жалобы возражал, указав, что войсковая часть 30899 не обладает признаками юридического лица: имущество находится лишь в пользовании войсковой части, командир войсковой части не наделен полномочиями самостоятельно действовать от ее имени в гражданском обороте, войсковая часть находится на сметно-бюджетном финансировании.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в/ч 30899 сформирована 01.02.1994 на основании директивы Генерального Штаба Военно-Морского флота Российской Федерации от 20.01.1994 N 730/1/069 и подчинена начальнику штаба Северного флота.
Ответчиком 25.11.2002 в ЕГРЮЛ внесена запись о в/ч 30899 как о юридическом лице, о чем выдано свидетельство.
Кассационная инстанция полагает, что государственная регистрация войсковой части в качестве юридического лица произведена незаконно по следующим основаниям.
Согласно статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Имущество находится у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления и относится исключительно к федеральной собственности.
Из материалов дела следует, что имущество передано в/ч 30899 для осуществления возложенных на нее задач Государственным учреждением "1973 Отделение морской инженерной службы" (далее - ГУ "1973 ОМИС"), являющимся юридическим лицом и владеющим имуществом на праве оперативного управления по договору с Комитетом имущественных отношений Мурманской области от 13.11.2002. Следовательно, в/ч 30899 не может распоряжаться и отвечать по своим обязательствам находящимся в ее пользовании имуществом.
Пунктом 1 статьи 52 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организации данного вида.
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 "Об обороне" N 61-ФЗ, Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом президента Российской федерации от 11.11.1998 N 1357 вопросы создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений Минобороны РФ относятся к компетенции Министра обороны Российской Федерации.
Решения о придании статуса юридического лица войсковой части 30899 Министерством обороны РФ не принималось. В Положении о в/ч 30899, разработанном во исполнение директивы Главнокомандующего ВМФ N ДФ-8 от 14.02.2002, отсутствуют сведения о наделении воинской части статусом юридического лица. Какого-либо общего положения о воинских частях как юридических лицах также не существует.
Кроме этого, войсковая часть 30899 финансируется из федерального бюджета и не может по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что решение Инспекции от 25.11.2002 N 3626юр и действия по внесению в/ч 30899 в ЕГРЮЛ противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Минобороны РФ.
Суд дал обоснованную оценку всем доводам, приведенным ответчиком по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе. В ней ответчик, по существу, повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятом судебном акте.
Руководствуясь статьями 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.09.2004 по делу N А42-3645/04-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
А.А. Кустов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 декабря 2004 г. N А42-3645/04-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника