Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 2 июля 2002 г. N А42-3654/01-22
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2002 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Закордонской Е.П., Хохлова Д.В., при участии от открытого акционерного общества "Кольская горно-металлургическая компания" Остапчук Е.Н. (доверенность от 25.04.02) и Коробко В.Н. (доверенность от 24.-4.02),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на решение от 10.09.01 (судьи Сачкова Н.В., Мунтян Л.Б., Спичак Т.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 05.04.02 (судьи Востряков К.А., Бубен В.Г., Романова А.А.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-3654/01-22,
установил:
Открытое акционерное общество "Кольская Горно-Металлургическая Компания" (далее - ОАО "КГМК") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о признании недействительным требования от 26.03.01 N 222 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - инспекция).
Решением суда от 10.09.01 оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.04.02 иск удовлетворен.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить обжалуемые судебные акты, указывая на неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представители ОАО "КГМК" не согласились с доводами кассационной жалобы, считая судебные акты законными и обоснованными.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей инспекции, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания кассационной жалобы.
Законность решения от 10.09.01 и постановления апелляционной инстанции от 05.04.02 проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.02.01 ОАО "КГМК" представило в инспекцию расчет отчислений в бюджет от платы за загрязнение окружающей природной среды за I квартал 2001 года, согласно которому сумма платы за этот период составила 36770760 рублей 54 копейки.
Поскольку истец не уплатил в добровольном порядке указанную сумму, инспекция выставила требование от 26.03.01 N 222 об уплате 36030313 рублей 17 копеек недоимки и 250863 рублей 23 копеек.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (далее - Закон) платность природопользования включает плату за загрязнение окружающей природной среды.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"" следует читать "от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды""
В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации постановлением от 28.08.92 N 632 утвердило Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Пунктом 9 указанного постановления предусмотрено, что перечисление средств за загрязнение окружающей природной среды осуществляется природопользователями в сроки, установленные территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
Согласно статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
Таким образом, плата за загрязнение окружающей природной среды по своей правовой природе обладает всеми признаками налога, перечисленными в статье 8 НК РФ.
Однако в соответствии со статьей 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В статье 4 НК РФ указано, что федеральные органы исполнительной власти не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Между тем в нарушение статьи 17 НК РФ все существенные элементы указанного налогового платежа установлены не федеральным законом, а постановлением Правительства Российской Федерации и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, решением Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.02 N ГКПИ 2002-178 постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение природной окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" признано незаконным (недействительным) на том основании, что плата за загрязнение окружающей среды может быть установлена только федеральным законом.
В настоящее время действует Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.02 N 7-ФЗ, в котором также указано, что формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами (пункт 1 статьи 16).
При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты законны и обоснованны и оснований для удовлетворения жалобы нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 10.09.01 и постановление апелляционной инстанции от 05.04.02 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-3654/01-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Ветошкина |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2002 г. N А42-3654/01-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника