Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 декабря 2004 г. N А05-7349/04-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А.,
судей Дмитриева В.В., Никитушкиной Л.Л.,
рассмотрев 28.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.08.2004 по делу N А05-7349/04-29 (судья Никитин С.Н.),
установил:
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Стройинжиниринг" (далее - Общество) 188 343 руб. штрафа, предусмотренного пунктами 1, 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за нарушение срока представления в налоговый орган деклараций по налогу на добавленную стоимость за октябрь, ноябрь 2002 года и июль, август 2003 года, а также за непредставление в установленный срок расчета по налогу на добавленную стоимость, который подлежит перечислению в бюджет Обществом как налоговым агентом.
Решением арбитражного суда от 16.08.2004 требования налогового органа удовлетворены частично и с учетом применения пункта 3 статьи 114 НК РФ размер штрафа, подлежащего взысканию с Общества, определен в размере 100 руб.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, размер штрафа за непредставление налоговых деклараций в установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется исходя из суммы налога, подлежащей уплате на основании данных деклараций, то есть, в данном случае, на основании сумм указанных в уточненных декларациях по налогу на добавленную стоимость.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество в установленные законом сроки представило в налоговую инспекцию декларации по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал 2002 года и третий квартал 2003 года.
Самостоятельно выявив, что в ноябре 2002 года и в июле 2003 года выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысила один миллион рублей, Общество в соответствии с требованиями статьи 174 НК РФ представило 04.02.2004 в налоговый орган декларации за октябрь - декабрь 2002 года и за июль-сентябрь 2003 года. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет согласно названным декларациям, составила 0 руб.
Согласно уточненным декларациям, представленным Обществом в налоговую инспекцию 10.02.2004, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, составила за октябрь 2002 года - 47 474 руб., за ноябрь 2002 года - 97009 руб., за июль 2003 года - 85846 руб., за август 2003 года - 14432 руб. Сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета, составила за декабрь 2002 года - 9 029 руб., за сентябрь 2003 года - 168 860 руб.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленных Обществом деклараций по налогу на добавленную стоимость за июль - декабрь 2002 года, первый и второй кварталы 2003 года, июль-ноябрь 2003 года, а также уточненных деклараций за июль - декабрь 2002 года и июль - сентябрь 2003 года.
По результатам рассмотрения материалов проверки, с учетом рассмотрения возражений налогоплательщика, налоговая инспекция приняла решение от 26.03.2004 N 03-27/1104 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 119 НК РФ, за непредставление в установленный срок деклараций по налогу на добавленную стоимость за октябрь и ноябрь 2002 года в виде штрафа в размере 158 931 руб., а также за июль и август 2003 года в виде штрафа в размере 29 362 руб. Данным решением Общество также привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ за непредставление Обществом - налоговым агентом в установленный срок расчета, отражающего сведения о сумме налога на добавленную стоимость, подлежащего перечислению в бюджет за сентябрь 2003 года в виде штрафа в размере 50 руб.
Требованием налогового органа от 31.03.2004 налогоплательщику предложено уплатить штраф в общей сумме 188 343 руб. в десятидневный срок с момента его получения. Поскольку штраф в добровольном порядке уплачен не был, налоговая инспекция обратилась с заявлением о его взыскании в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования налоговой инспекции в части, суд первой инстанции указал, что налоговая инспекция правильно квалифицировав действия Общества, неправомерно исчислила размер налоговых санкций, исходя из сумм налога, указанных налогоплательщиком в уточненных декларациях. В данном случае размер штрафа должен определяться на основании деклараций, первоначально представленных налогоплательщиком.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда правомерным.
Статьей 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно положениям статей 163 и 174 НК РФ право уплачивать налог на добавленную стоимость и представлять налоговую декларацию ежеквартально предоставлено только тем налогоплательщикам, ежемесячные суммы выручки которых, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж, не превышают 1 миллиона рублей.
Поскольку в ноябре 2002 года и июле 2003 года выручка Общества от реализаций товаров превысила 1 миллион рублей, налогоплательщик обязан представить декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь - декабрь 2002 года и июль-сентябрь 2003 года ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а за октябрь 2002 года не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (ноябрем), в котором имело место превышение суммы выручки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей.
Согласно пункту 2 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная с 181-го дня.
Таким образом, поскольку статьей 119 НК РФ ответственность установлена за непредставление в установленный срок налоговой декларации, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что размер налоговой санкции должен исчисляться исходя из суммы налога, указанной в этой декларации, а не на основании данных уточненной декларации, представленной в налоговый орган позднее.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для переоценки и отмены принятого решения и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.08.2004 по делу N А05-7349/04-23 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 декабря 2004 г. N А05-7349/04-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника