Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 декабря 2004 г. N А05-2162/04-18
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Морозовой Н.А., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностю "Тебриз" адвоката Паюсовой Л.А. (доверенность от 15.11.2004),
рассмотрев 22.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение от 18.06.2004 (судья Чалбышева И.В.) и постановление апелляционной инстанции от 24.08.2004 (судьи Бушева Н.М., Звездина Л.В., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2162/04-18,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тебриз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Архангельской области, являющейся правопредшественником Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, (далее - ИМНС, инспекция), выразившегося в нарушении сроков возврата 867 830 руб. 06 коп. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и в отказе в выплате процентов за нарушение этих сроков, а также об обязании налогового органа принять решение о выплате 74 691 руб. 79 коп. процентов за нарушение сроков возврата НДС.
Решением суда от 18.06.2004 заявленные обществом требования удовлетворены полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.08.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИМНС просит изменить принятые по делу судебные акты в части взыскания 2 291 руб. 06 коп. процентов за несвоевременный возврат НДС, ссылаясь на то, что судебные инстанции дали неверную оценку фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя, обществом завышен период просрочки возврата НДС, поскольку в силу положений статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), исчисление указанного периода заканчивается не в день возврата денежных средств на счет налогоплательщика, а в день направления налоговым органом в органы федерального казначейства заключения о возврате суммы налога. Следовательно, в данном случае днем окончания периода просрочки возврата обществу НДС следует считать не 14.01.2004, а 09.01.2004, то есть тот день, когда ИМНС направила в Управление федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации по Архангельской области заключение на возврат налогоплательщику суммы НДС.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения, а принятые по делу судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель общества отклонил доводы кассационной жалобы, указав на их несостоятельность.
Инспекция извещена в установленном порядке о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество в установленный законом срок представило в инспекцию декларации по НДС по налоговой ставке 0% за январь, февраль и март 2003 года, а также документы, подтверждающие обоснованность применения налогоплательщиком данной налоговой ставки, предусмотренные статьей 165 НК РФ.
Инспекция провела камеральные налоговые проверки данных деклараций и документов, по результатам которых приняла решения от 20.05.2003 N 97, от 20.06.2003 N 136 и от 21.07.2003 N 185 о возмещении обществу 971 003 руб. При этом сумма НДС, подлежащая возврату налогоплательщику на основании его заявлений от 21.05.2003 и 04.08.2003, составила 867 830 руб. 06 коп.
Уведомлениями от 26.06.2003 N 06-38/7553, от 30.06.2003 N 06-38/7608 и от 24.07.2003 N 06-38/9123 инспекция сообщила обществу о том, что суммы НДС, заявленные налогоплательщиком к возврату, зачтены в счет погашения задолженности по НДС по внутреннему рынку.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.09.2003 по делу N А05-7711/03-14 бездействие ИМНС, выразившееся в невозврате обществу из бюджета 867 830 руб. 06 коп. НДС, признано незаконным. При этом суд обязал налоговый орган в 10-дневный срок с момента вступления в законную силу решения суда возвратить на расчетный счет общества названную сумму налога. Данное решение суда вступило в законную силу 18.12.2003.
Письмом от 30.12.2003 N 121 общество обратилось к инспекции с требованием произвести возврат на его расчетный счет 867 830 руб. 06 коп. НДС. При этом налогоплательщик указал на то, что за период просрочки возврата указанной суммы налога подлежат начислению проценты.
Инспекция составила и направила в соответствующий орган федерального казначейства заключение от 09.01.2004 N 11 о возврате 867 830 руб. 06 коп. НДС на расчетный счет общества. Денежные средства согласно платежному поручению от 14.01.2004 N 42 поступили на расчетный счет общества 14.01.2004.
Поскольку при совершении действий по осуществлению возврата на расчетный счет налогоплательщика названной суммы налога ИМНС в нарушение положений статьи 176 НК РФ не начислила проценты за их несвоевременный возврат, общество письмом от 28.01.2004 N 19 обратилось в налоговый орган с требованием перечислить на его расчетный счет 66 397 руб. 03 коп. процентов.
Письмом от 03.02.2004 N 06-45/1353 инспекция уведомила общество об отсутствии оснований для исчисления процентов за несвоевременный возврат 867 830 руб. 06 коп. НДС, поскольку в соответствии со статьей 176 НК РФ названная сумма налога возвращена заявителю в установленные налоговым законодательством сроки, так как заявление о возврате 867 830 руб. 06 коп. НДС поступило от налогоплательщика 30.12.2003, а заключение о возврате подготовлено налоговым органом и направлено в Управление федерального казначейства Министерства Финансов Российской Федерации по Архангельской области 09.01.2004.
Общество, считая отказ ИМНС в выплате процентов за нарушение сроков возврата НДС неправомерным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы жалобы ИМНС и возражения на них, заслушав пояснения представителя общества, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и соответствующих документов. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Абзацем десятым пункта 4 статьи 176 НК РФ установлено, что налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
Таким образом, при достоверности и обоснованности данных, указанных налогоплательщиком в декларации, и отсутствии предусмотренных в пункте 4 статьи 176 НК РФ оснований для зачета разницы, образовавшейся в результате превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по соответствующим операциям, налоговый орган обязан принять решение о возмещении этой разницы путем ее возврата из бюджета.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня его направления налоговым органом.
При нарушении процедурных сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Причем из названной нормы права следует, что начисление этих процентов не зависит от причин нарушения установленных сроков возврата налога.
Указанные проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Признание судом незаконным бездействия налоговой инспекции, выразившегося в невозврате налогоплательщику налога из бюджета, и возложение на налоговый орган обязанности возвратить его свидетельствуют о неисполнении налоговым органом обязанности совершить действия по возврату налогоплательщику налога в установленный срок.
Неправомерное бездействие налогового органа в неосуществлении возврата налогоплательщику налога, признанное судом незаконным, следует рассматривать как неосуществление возврата налога налогоплательщику в установленный срок, поскольку последствием является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов.
В данном случае ИМНС возвратила обществу 867 830 руб. 06 коп. НДС, подлежащих возврату за январь-март 2003 года, с нарушением сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 Кодекса, поэтому суд первой и апелляционной инстанций законно и обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
Из приведенного выше текста статьи 176 НК РФ видно, что начисление процентов на сумму налога, подлежащую возврату, является обязанностью налоговых органов, следовательно, вынося решение о возврате суммы НДС, инспекция обязана самостоятельно начислить указанные проценты.
На вытекающую из норм Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогового органа начислять проценты за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость и отражать их в заключении о возврате налога, направляемом органам федерального казначейства, указано и в совместном приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2001 N БГ-3-10/345; 74н "О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость".
При таких обстоятельствах, судебные инстанции сделали правильный вывод о незаконности бездействия инспекции, выразившегося в нарушении сроков возврата обществу 867 830 руб. 06 коп. НДС, и в отказе в выплате процентов за нарушение сроков возврата указанной суммы налога.
При этом кассационная инстанция не усматривает нарушения судом первой и апелляционной инстанций норм материального права, регулирующих порядок исчисления суммы процентов, подлежащих начислению за нарушение сроков возврата НДС, поскольку при исчислении суммы процентов судебные инстанции правильно определили период просрочки, учтя как совокупность сроков, установленных статьей 176 НК РФ, так и порядок их исчисления в соответствии со статьей 6.1 НК РФ.
В доводах кассационной жалобы ИМНС ссылается на то, что в силу положений статьи 176 НК РФ исчисление периода просрочки возврата налогоплательщику НДС заканчивается не в день возврата денежных средств на счет налогоплательщика, а в день направления налоговым органом в органы федерального казначейства заключения о возврате суммы налога.
Данный довод инспекции следует признать ошибочным.
Положениями статьи 176 НК РФ предусмотрено начисление процентов в случаях несвоевременного возврата налога независимо от того, какой орган, названный в данной статье Кодекса, и на какой стадии возмещения налога нарушил установленные этой нормой сроки.
Поскольку проценты начисляются в качестве компенсации потерь налогоплательщика, связанных с необоснованной задержкой возмещения налога, то они подлежат начислению по день фактического возврата налога на счет налогоплательщика.
Как видно из материалов дела, согласно платежному поручению от 14.01.2004 N 42 (лист дела 35) 867 830 руб. 06 коп. НДС фактически возвращено на счет общества 14.01.2004.
Таким образом, суд первой и апелляционной инстанций при определении периода просрочки возврата заявителю указанной суммы налога правомерно исходил из того, что проценты начисляются по день фактического возврата налога на счет налогоплательщика, то есть по 14.01.2004.
Поскольку дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 18.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 24.08.2004 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-2162/04-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2004 г. N А05-2162/04-18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника