Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 декабря 2004 г. N А42-3547/03-22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В.,
при участии в судебном заседании представителей:
Администрации города Мурманска - Кузнецовой Т.Ю. (доверенность от 10.11.04 N 05-42/1401),
Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования - Ярец Т.Н. (доверенность от 09.08.04 N 26)
Управления финансов Администрации города Мурманска - Кузнецовой Т.Ю. (доверенность от 14.01.04 N 59/08-12),
рассмотрев 14.12.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение от 21.05.04 (судья Спичак Т.Н.) и постановление апелляционной инстанции от 23.09.04 (судьи Беляева Л.Е., Посыпанко Е.Н., Каширская С.Г.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-3547/03-22,
установил:
Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточненных требований) о взыскании с Администрации города Мурманска (далее - администрация) 327 246 726 руб., в том числе 173 988 747 руб. недоимки по страховым взносам за период с 01.04.97 по 31.12.02 и 153 257 979 руб. пеней.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление финансов Администрации города Мурманска (далее - управление).
Решением суда от 21.05.04 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.09.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что при рассмотрении настоящего спора не подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу администрация и управление просят оставить решение и постановление в силе, указывая на их законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель администрации и управления - в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, между фондом (страховщик) и администрацией (страхователь) был заключен договор обязательного медицинского страхования от 31.03.94 N 80000. При этом указанный договор заключен сроком на три года. Вместе с тем пунктом 12 названного договора предусмотрено, что, если ни одна из сторон не заявит о прекращении договора не менее чем за 30 дней до окончания срока, на который заключен договор, его действие продлевается каждый раз на этот же срок. В августе 1997 года по согласованию между сторонами в пункт 12 договора внесены изменения, в соответствии с которыми действие договора прекращалось 31.12.97. На 1998 год между сторонами было заключено временное соглашение, по которому стороны в указанный период продолжали выполнять обязательства по страхованию неработающего населения города Мурманска.
Кассационная инстанция считает, что судами обоснованно отклонен довод ответчика о том, что, в связи с прекращением 31.12.97 действия договора от 31.03.1994 N 80000 и заключением временного соглашения лишь на 1998 год, Администрация города Мурманска не принимала на себя обязательства по страхованию неработающего населения в 1999 - 2003 годах.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "от 22.07.93 N 5487-I" следует читать "от 22.07.93 N 5487-1"
В соответствии с пунктами 4 и 7 статьи 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-I в компетенцию органов местного самоуправления входит формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение и осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию. Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 1499-1) местная администрация является страхователем для неработающих граждан.
В соответствии со статьей 17 Закона N 1499-1 платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.
На основании изложенного Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа считает правильным вывод суда о том, что администрация является плательщиком страховых взносов в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за неработающее население города Мурманска в силу прямого указания закона.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на то обстоятельство, что администрация в 1999 - 2003 годах фактически продолжала выполнять обязанности по страхованию неработающего населения, перечисляя, хотя и не в полном размере, страховые взносы.
Кассационная инстанция отклоняет как несоответствующий закону довод подателя жалобы о том, что на правоотношения по внесению платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения, а также пеней, не распространяются нормы Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе в части применения срока давности на взыскание этих платежей.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (в редакции Федерального закона от 24.03.01 N 33-ФЗ) страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее - Положение). Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса.
Правительство Российской Федерации определяет порядок и условия реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, включая списание начисленных пеней, имеющейся у плательщиков таких взносов по состоянию на 1 января 2001 года.
Как следует из постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.01 N 624 "О проведении реструктуризации задолженности плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, имеющейся по состоянию на 1 января 2001 года" (далее - Постановление N 624), а также пунктов 7 и 11 Положения, органы местного самоуправления, осуществляющие соответствующие страховые платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассматриваются законодательством в качестве плательщиков.
Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пунктом 8 Положения установлено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов. Положением и иными специальными актами не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов и ее порядок, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.
Из материалов дела следует, что в основу требований, заявленных фондом, положены результаты проверок, отраженные в актах от 25.10.01 N 1 и от 18.04.03 N 1. Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные сторонами доказательства, обоснованно указали на нарушение заявителем статей 69-70, 87-89 и 100-101 Налогового кодекса Российской Федерации, заключающиеся в отсутствии решения о взыскании доначисленных по итогам проверок сумм недоимки и пеней, принятого по установленной форме и в установленном законом порядке; администрации не направлялось требование с предложением уплатить указанные суммы в добровольном порядке; фондом не учены сроки исковой давности по взысканию страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает законными и обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций о нарушении фондом порядка взыскания недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и нарушение предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации прав ответчика. При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 21.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 23.09.04 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-3547/03-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманского территориального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
О.В. Ветошкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 декабря 2004 г. N А42-3547/03-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника