Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 декабря 2004 г. N А42-4558/04-29
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Кочеровой Л.И., Абакумовой И.Д., рассмотрев 20.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.08.2004 по делу N А42-4558/04-29 (судья Быкова Н.В.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ковдорскому району Мурманской области (после реорганизации - Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Мурманской области, далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения "Ковдорская центральная районная больница" (далее - Учреждение) 894 186 руб. 28 коп. штрафов на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в том числе 453 594 руб. 53 коп. за неперечисление страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды за 2000 год и 440 591 руб. 75 коп. за неперечисление единого социального налога за 2001-2002 годы.
Решением от 13.08.2004 суд первой инстанции отказал налоговому органу во взыскании 8975 руб. 62 коп. штрафа за неуплату единого социального налога в результате занижения Учреждением налоговой базы по этому налогу вследствие невключения налогоплательщиком суммы выплаченных пособий матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет. Кроме того, приняв во внимание смягчающие обстоятельства, суд снизил размер остальной суммы штрафных санкций до 1000 руб.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение, ссылаясь на неправильное применение судом подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ. Кроме того, податель жалобы считает, что у суда отсутствовали основания для снижения размера налоговой санкции более чем в 885 раз.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления Учреждением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды за период с 01.01.2000 по 31.12.2000, правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет единого социального налога за период с 01.01.2001 по 31.12.2002, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2002 по 31.12.2002. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 21.10.2003 N 04-22-171дсп, на основании которого вынесено решение от 04.11.2003 и N 04-22/1644дсп о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Принимая такое решение, налоговый орган, в частности, посчитал, что учреждение неправомерно занизило налоговую базу по единому социальному налогу на сумму компенсационных выплат по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет, выплачиваемых на основании Указа Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110, который не относится к законодательным актам.
Требования налогового органа от 04.11.2003 NN 847 и 848 о добровольной уплате задолженности в срок до 13.11.2003 Учреждение не исполнило, в связи с чем налоговая инспекция обратилась с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции сделал правомерный вывод, что начисление Учреждению штрафа в сумме 8 975 руб. 62 коп. незаконно, поскольку компенсационные выплаты относятся к государственным пособиям и не являются объектом обложения единым социальным налогом.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия и все виды компенсационных выплат, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
Указом Президента Российской Федерации "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" от 30.05.94 N 1110 (с изменениями от 08.02.01) в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан с 01.01.2001 установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб., в том числе компенсационные выплаты матерям по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.
Кассационная инстанция также учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 25.06.2001 N 9-П, а именно: компенсационная выплата, установленная Указом Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110, подпадает под понятие гарантий и компенсаций применительно к положениям статьи 238 НК РФ и не подлежит обложению единым социальным налогом.
Таким образом, решение суда первой инстанции в этой части соответствует нормам материального права и оснований для его отмены нет.
Удовлетворяя ходатайство Учреждения об уменьшении размера штрафных санкций, суд признал смягчающим ответственность обстоятельством недостаточность финансирования муниципальных учреждений здравоохранения.
Согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ. Пунктом 3 статьи 114 НК РФ предусмотрено, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше нем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.
В силу статей 112 и 114 НК РФ, статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мера ответственности за совершение конкретного налогового правонарушения устанавливается судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Право оценки представленных сторонами доказательств и признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность принадлежит судам первой или апелляционной инстанций. При соблюдении арбитражными судами норм процессуального права, регламентирующих оценку доказательств, кассационная инстанция не вправе переоценивать эти обстоятельства.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.08.2004 по делу N А42-4558/04-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 декабря 2004 г. N А42-4558/04-29
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника