Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 декабря 2004 г. N А26-5425/04-213
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Кочеровой Л.И., Зубаревой Н.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Юридическое бюро "Север" Тимофеевой С.Е. (доверенность от 06.12.2004), Бородулиной Т.И. (доверенность от 06.12.2004), Даниловой Л.М. (доверенность от 06.12.2004),
рассмотрев 16.12.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение от 12.08.2004 (судья Левичева Е.И.) Арбитражного Республики Карелия по делу N А26-5425/04-213,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Юридическое бюро "Север" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - инспекция, налоговая инспекция) от 04.06.2004 N 4.1-11/95 в части привлечения Общества к налоговой ответственности за невключение в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц суточных сверх установленных норм и взыскания денежных средств в размере 22 373 руб. 36 коп., а также в части привлечения к ответственности за неправомерное применение регрессивной ставки налогообложения при расчете единого социального налога и взыскании 480 780 руб. 67 коп.
В судебном заседании, Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнило заявленные требования, и просило признать недействительным подпункт 1.2 и пункт 2.2 решения налоговой инспекции от 04.06.2004 N 4.1-11/95 в части взыскания штрафных санкций по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 3132 руб. 60 коп. и 2 070 руб. 99 коп. пеней по налогу на доходы физических лиц, доначисленные в связи с включением в облагаемый налогом доход работников предприятий суточных сверх установленных норм, а также подпункта "в", "г" пункта 2.2, пункта 1.1 в части начисления 336 507 руб. 88 коп. единого социального налога, пеней и штрафов по этому налогу.
Решением арбитражного суда от 12.08.2004 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представители Общества возражали против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Представители инспекции, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку по вопросам правильности исчисления и уплаты Обществом налога на доходы физических лиц, единого социального налога за период с 01.06.2004 по 30.04.2004.
В ходе проверки налоговый орган сделал вывод о занижении Обществом подлежащего уплате в бюджет налога на доходы физических лиц, в том числе в связи с невключением в налоговую базу для исчисления налога суточных сверх установленных норм.
Кроме того, налоговый орган установил нарушение порядка исчисления и уплаты единого социального налога, в том числе неправомерное применение Обществом для расчета этого налога за 2002 год регрессивной ставки налогообложения. Налоговая инспекция указала, что, несмотря на то, что заявителем в июне 2002 года не производились выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, т.е. налоговая база по единому социальному налогу за июнь 2002 года была равно нулю, но директор Общества Тимофеев Л.Т. работал по трудовому договору с 03.06.2002. Следовательно, у заявителя отсутствовало право на применение регрессивной шкалы налогообложения по данному налогу.
По результатам проверки, отраженных в акте от 17.05.2003 N 4.1-11/122, с учетом представленных обществом возражений, инспекция приняла решение от 04.06.2004 N 4.1-11/95 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за совершение налогового правонарушения, доначислении налогов и пеней.
Суд, удовлетворяя требования заявителя в части признания недействительным решения инспекции об исчислении налога на доходы физических лиц с сумм суточных, выплаченных сотрудникам Общества сверх установленных норм, исходил из того, что статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлена обязанность работодателя возместить направленному в служебную командировку работнику расходы по проезду, по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета. Поскольку, в соответствии с коллективным договором и приказом от 14.06.03 N 16 для работников предприятия установлена норма выплаты суточных за каждый день нахождения в командировке в районе Крайнего Севера в размере 500 рублей, то такие выплаты не включаются в налогооблагаемую базу для исчисления налога на доходы физических лиц.
Кассационная инстанция считает этот вывод суда ошибочным.
Нормы Трудового кодекса Российской Федерации не регулируют налоговых отношений, а в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в доход, подлежащий налогообложению, не включаются только суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.
Нормы возмещения расходов, связанных с командировкой, работникам министерств, ведомств, государственных предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории Российской Федерации, были установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1992 г. N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов", которым была предусмотрена оплата суточных - 45 рублей за каждый день нахождения в командировке. Пунктом 4 этого постановления Министерству финансов Российской Федерации было предоставлено право вносить по согласованию с Министерством труда и занятости населения Российской Федерации изменения в нормы возмещения командировочных расходов, установленные настоящим Постановлением, с учетом изменения индекса цен.
В пределах своей компетенции Министерство финансов Российской Федерации издало приказ от 06.07.01 N 49н "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации", согласно которому оплата суточных составила 100 рублей за каждый день нахождения в командировке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.02 N 93 установлены нормы расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Согласно пункту 3 этого постановления оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.02 N 729 установлены размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых на счет средств федерального бюджета. Согласно пункту 5 этого постановления оно вступает в силу с 01.01.03.
В обоих постановлениях расходы на выплату суточных установлены в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Таким образом, Правительство Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации в пределах предоставленной им компетенции установили на 2002 год нормы суточных в размере 100 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке.
Следовательно, налоговым органом сделан обоснованный вывод о неправомерном невключении в доход работника, подлежащий налогообложению, суточных, выплачиваемых в размерах, превышающих нормы, установленные действующим законодательством.
Решение суда в этой части подлежит отмене.
Вместе с тем суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что решение инспекции в части доначисления Обществу единого социального налога в связи с неправомерным применением регрессивных ставок указанного налога не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 241 НК РФ, если на момент уплаты авансовых платежей по единому социальному налогу налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде составляет сумму менее 2 500 руб., налог уплачивается по максимальной ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 241 НК РФ, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физической лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет данному критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщика с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30 процентов работников, имеющих наибольшие по размеру доходы. Право применения регрессивной ставки налогообложения устанавливается на дату уплаты авансовых платежей, обязанность уплатить которые возникает у налогоплательщика только в момент возникновения объекта налогообложения и налоговой базы. Объектом налогообложения по данному налогу согласно пункту 1 статьи 236 НК РФ, являются выплаты и вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера.
Как следует из пункта 2 Инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 121, в списочную численность работников включаются работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации.
Согласно материалам дела, начальник Общества согласно приказу от 13.07.2002 N 1/Орг. был назначен на должность с 13.07.2002, до этой даты вознаграждение за работу он не получал. Следовательно, среднесписочная численность работников за июнь 2002 года равна нулю. Таким образом, поскольку Общество не имело списочной численности работников для расчета регрессивной ставки, оно не утратило право на ее применение.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что в этой части решение суда соответствует нормам законодательства о налогах и сборах.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 12.08.2004 Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-5425/04-213 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия от 04.06.2004 N 4.1-11/95 по эпизоду начисления налога на доходы физических лиц в связи с выплатой работникам суточных сверх установленной нормы.
В этой части в удовлетворении заявления отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Юридическое бюро "Север" 750 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и кассационной инстанций.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Н.А. Зубарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 декабря 2004 г. N А26-5425/04-213
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника