Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 января 2001 г. N А56-18522/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Абакумовой И.Д., Закордонской Е.П., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Шлиссельбургу Ленинградской области Пахомовой М.Г. (доверенность от 30.08.2000 N 02-50/1965), Кочкиной Т.А. (доверенность от 05.01.01 N 02-50/29), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Шлиссельбургу Ленинградской области на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2000 по делу N А56-18522/00 (судьи Баталова Л.А., Асмыкович А.В., Загараева Л.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Промтекс" (далее - ООО "Промтекс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Шлиссельбургу Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 14.06.2000 N 02-07/1289 в части доначисления 259499 руб. налога на добавленную стоимость (за 1998 год - 161354 руб., за 1999 год - 98145 руб.), 77718 руб. пеней и взыскания 19629 руб. штрафа за неуплату в бюджет в 1999 году налога на добавленную стоимость.
Решением суда от 05.09.2000 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.11.2000 решение суда отменено и иск удовлетворен.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда от 05.09.2000. По мнению ответчика, суд апелляционной инстанции неправильно применил положения пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", в связи с чем сделал ошибочный вывод о правомерном предъявлении ООО "Промтекс" к возмещению из бюджета 259499 руб. налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, в оплату которых поставщикам передало векселя третьих лиц.
ООО "Промтекс" о месте и времени слушания дела извещено, представитель в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в отсутствие представителя истца.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку ООО "Промтекс" за период с 05.11.97 по 31.12.99, по результатам которой составлен акт от 31.05.2000 N 02-06 (с изменениями от 13.06.2000) и принято решение от 14.06.2000 N 02-07/1289 о взыскании налогов, пеней и штрафов. Налогоплательщик не согласен с решением налоговой инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость за 1998 год в сумме 161354 руб., за 1999 год - 98145 руб., а также начисления 74718 руб. пеней за несвоевременную уплату этих сумм налога и 19629 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату 98145 руб. налога на добавленную стоимость в 1999 году, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Из акта проверки и других материалов дела следует, что налоговая инспекция начислила оспариваемую сумму налога и пеней, считая неправомерным предъявление ООО "Промтекс" к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам, оплаченным путем передачи поставщикам товаров, приобретенных по договорам от 09.09.96 N 14 и от 07.09.96 N 17, векселей третьих лиц. Указанные векселя ООО "Промтекс" приобрело на основании договоров мены от 30.04.98 N 400176 и от 01.10.98 N 17/1. Налоговая инспекция считает, что поскольку ООО "Промтекс" при приобретении векселей не оплачивало их денежными средствами, то и в последующем, передав эти векселя в оплату поставленного и оприходованного товара, оно не вправе предъявить к возмещению из бюджета этот налог со стоимости полученных и оприходованных материальных ресурсов, которая относится на себестоимость производимой продукции (работ, услуг).
Кассационная инстанция считает правильным постановление суда апелляционной инстанции по настоящему делу, а доводы, изложенные налоговой инспекцией в кассационной жалобе, несостоятельными и противоречащими пункту 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и пункту 19 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.95 N 39 (далее - Инструкция).
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и пунктом 19 Инструкции сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Поскольку действующим законодательством допускается оплата полученных материальных ресурсов не только денежными средствами, но и имуществом, в том числе ценными бумагами, при передаче векселей третьих лиц как ценных бумаг в оплату полученных товаров происходит погашение кредиторской задолженности покупателя перед продавцом и погашение дебиторской задолженности за отгруженный товар у продавца. Поэтому покупатель считается оплатившим полученную продукцию в момент передачи поставщику векселя, принадлежащего третьему лицу, и вправе предъявить к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость со стоимости оплаченных и оприходованных материальных ресурсов.
Следует отметить, что условие об обязательной оплате векселя денежными средствами, при соблюдении которого предъявление налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета является правомерным, действует с 01.01.2000, так как введено Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". По данному же делу налог на добавленную стоимость предъявлен к возмещению в 1998 и 1999 годах, то есть до внесения изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статья 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.11.2000 по делу N А56-18522/2000 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Шлиссельбургу Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
Е.П. Закордонская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 января 2001 г. N А56-18522/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника