Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 15 января 2001 г. N А56-17522/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Никитушкиной Л.Л., Пастуховой М.В., при участии от ОАО "Приозерский ДОЗ" Ильичевой Т.М. (доверенность от 08.11.2000 N 1555), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приозерскому району Ленинградской области Шепуревой Е.В. (доверенность от 12.01.2001 N 368/02), Мирошниченко Ю.Н. (доверенность от 03.01.2001 N 68/08), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Приозерский ДОЗ" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2000 по делу N А56-17522/00 (судьи Савицкая И.Г., Загараева Л.П., Асмыкович А.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Приозерский ДОЗ" (далее - ОАО "Приозерский ДОЗ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным требования Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приозерскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 22.06.2000 N 796 об уплате налогов.
Решением суда от 22.08.2000 исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.11.2000 решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Приозерский ДОЗ" просит отменить постановление суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая на то, что Законом Ленинградской области "Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области" льготы предоставляются по платежам как в областной бюджет, так и в бюджет муниципального образования.
В судебном заседании представитель ОАО "Приозерский ДОЗ" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители налоговой инспекции просили оставить постановление без изменения.
Законность постановления проверена в кассационном порядке.
Как усматривается из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговых деклараций, представленных ОАО "Приозерский ДОЗ" по налогу на прибыль и по налогу на имущество за первый квартал 2000 года. По результатам проверки выставлено требование от 22.06.2000 N 795 об уплате доначисленных сумм налогов на прибыль и на имущество, зачисляемых в местный бюджет, с указанием, что ОАО "Приозерский ДОЗ" неправомерно применило льготу, предусмотренную Законом Ленинградской области "Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области".
Суд установил, что ОАО "Приозерский ДОЗ" в проверяемый период осуществляло инвестиционную деятельность в соответствии с инвестиционным проектом "Расширение деревообрабатывающего производства на ОАО "Приозерский ДОЗ". Для него установлен режим наибольшего благоприятствования в рамках и на условиях, определенных договором от 31.12.99.
В соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" сумма платежей по налогу на имущество равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщика. Статьей 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" предусмотрено, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" суммы отчислений по налогу на прибыль, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе Российской Федерации, краевого, областного бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов. Законом Ленинградской области "Об областном бюджете Ленинградской области на 2000 год" предусмотрено, что часть исчисленного налога на прибыль и налога на имущество зачисляется в доход местных бюджетов муниципальных образований. В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в редакции, действовавшей на первый квартал 2000 года, налог на прибыль уплачивается в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Пунктом 9 статьи 6 этого закона предусмотрено, что органы государственной власти, национально-государственных и административно-территориальных образований помимо льгот, предусмотренных настоящей статьей, могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налоговых платежей, направляемых в их бюджеты.
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень утративших силу актов, определенный статьей 2 Закона, действуют в части, не противоречащей части первой кодекса.
Пунктом 5 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации определена компетенция по установлению федеральных налогов и сборов, налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов. Представительным органам местного самоуправления предоставлено право принимать нормативные правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие лишь местные налоги и сборы.
При установлении налога определяются все необходимые элементы налогообложения, предусмотренные статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут в необходимых случаях также предусматриваться при установлении налога.
Поэтому с учетом вышеизложенного положения статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" и статьи 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", предусматривающие полномочия законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению дополнительных льгот по налогу на имущество предприятии, с 01.01.99 действуют лишь в части сохранения таких прав за законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Ленинградской области "Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области" для ОАО "Приозерский ДОЗ" установлен режим наибольшего благоприятствования в Ленинградской области.
Статьей 7 названного Закона определено, что к инвесторам, для которых установлен режим наибольшего благоприятствования, применяется режим налогообложения, предусматривающий снижение платежей по налогам, зачисляемым в бюджет Ленинградской области, на период фактической (с учетом предоставляемых льгот) окупаемости инвестиций (но не превышающий срок окупаемости, предусмотренный проектом перед началом инвестирования), - на 100 процентов: по налогу на имущество, создаваемое или приобретаемое для реализации инвестиционного проекта (и не входившее в состав налогооблагаемого имущества до начала реализации инвестиционного проекта), по налогу на прибыль, полученную в результате осуществления инвестиций в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта и являющуюся дополнительной по сравнению с той прибылью, которую инвестор получал до начала осуществления инвестиций, по налогу на прибыль от имущества и денежных средств, безвозмездно полученных инвестором для реализации инвестиционного проекта.
Как следует из вышеназванной статьи, указанная льгота установлена только для платежей, зачисляемых в областной бюджет. Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Ленинградской области "Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области" в редакции, действовавшей в проверяемый период, органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Ленинградской области могут предоставлять инвесторам дополнительные льготы по налогам в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты.
При таких условиях суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что возможность освобождения от уплаты налога на имущество и налога на прибыль в части, зачисляемой в местный бюджет, представительными органами с соответствующей компетенцией не предусмотрена.
Следовательно, постановление апелляционной инстанции следует оставить без изменения как вынесенное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статья 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.11.2000 по делу N А56-17522/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Приозерский ДОЗ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 января 2001 г. N А56-17522/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника