Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 января 2001 г. N А56-16876/00
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Кузнецовой Н.Г., Шевченко А.В.,
при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кронштадтскому району города Санкт-Петербурга Цуркан В.Г. (доверенность от 12.09.2000 N 28), от предпринимателя Ульянцева П.Д. - Баранова Б.А. (поручение от 05.07.2000 N 123),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ульянцева Петра Дмитриевича на решение от 11.08.2000 (судьи Бурматова Г.Е., Жбанов В.Б., Петренко Т.И.) и постановление апелляционной инстанции от 08.11.2000 (судьи Загараева Л.П., Асмыкович А.В., Левченко Ю.П.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16876/00,
установил:
Индивидуальный предприниматель Ульянцев Петр Дмитриевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кронштадтскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция МНС) от 22.05.2000 N 05/2749 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 11.08.2000 иск удовлетворен частично. Решение Инспекции МНС от 22.05.2000 о применении налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за 1-й квартал 2000 года признано недействительным. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.11.2000 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Ульянцев П.Д. просит отменить решение и постановление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Предприниматель полагает, что он необоснованно привлечен к ответственности за непредставление декларации по налогу с продаж. По мнению Ульянцева П.Д. он не является плательщиком налога с продаж в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", поскольку введение налога с продаж существенно ухудшает положение субъектов малого предпринимательства, а также на основании статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О налоге с продаж", в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров по пригородному маршруту "Кронштадт - Санкт-Петербург".
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Инспекция МНС в отзыве указала на необоснованность кассационной жалобы. Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, поддержав доводы, приведенные в отзыве.
Проверив законность судебных актов, кассационная инстанция не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, Ульянцев П.Д осуществляет предпринимательскую деятельность согласно свидетельству о государственной регистрации от 01.10.96 N 1774 и состоит на налоговом учете в Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кронштадтскому району Санкт-Петербурга. С 01.01.2000 предприниматель перешел на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (патент АО 78 5529921).
В ходе выездной налоговой проверки предпринимателя Ульянцева П.Д., проведенной Инспекцией МНС, установлено, что истец, оказывая транспортные услуги за наличный расчет на территории Санкт-Петербурга, не представил в налоговый орган по месту учета налоговые декларации за январь - декабрь 1999 года и январь - март 2000 года.
Согласно решению Инспекции МНС от 22.05.2000 N 05/2749, принятому по результатам проверки, предприниматель Ульянцев П.Д. привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания 1090 рублей штрафа на основании статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" плательщиками налога с продаж признаются юридические лица, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения; иностранные юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации. Объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
На территории Санкт-Петербурга налог с продаж установлен и введен в действие 01.01.99 Законом Санкт-Петербурга "О налоге с продаж" от 07.12.98 N 248-57 (далее - Закон СПб N 248-57). Согласно статье 1 данного Закона плательщиками налога с продаж признаны самостоятельно осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) на территории Санкт-Петербурга юридические лица, их филиалы, представительства и обособленные подразделения, иностранные юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.
Как следует из статьи 3 Закона СПб N 248-57, не являются объектом обложения налогом с продаж услуги по перевозке пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом.
Согласно статье 4 Закона Санкт-Петербурга "Об административно-территориальном устройстве Санкт-Петербурга" от 31.12.96 N 186-59 Кронштадтский район является территориальной единицей Санкт-Петербурга. А с учетом изменений, внесенных в данную статью Законом Санкт-Петербурга от 23.06.97 N 112-36, принятым Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 18.06.97, территориальной единицей Санкт-Петербурга стал город Кронштадт.
Таким образом, услуги по перевозке пассажиров до данной территориальной единицы Санкт-Петербурга не являются услугами по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении. Решением Бюджетно-финансового комитета Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 2-го созыва (протокол 29 от 27.03.2000) также подтверждено, что маршрут Кронштадт - Санкт-Петербург не относится к пригородным. Поэтому, учитывая изложенное, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о том, что предприниматель, оказывая в 1999 году услуги по таким перевозкам, до момента перехода на упрощенную систему налогообложения являлся плательщиком налога с продаж.
В статье 5 Закона СПб N 248-57 указано, что уплата налога осуществляется помесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, такой же срок предусмотрен и для представления налоговой декларации.
Согласно пункту 2 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы. Поскольку предприниматель в установленные сроки налоговые декларации по налогу с продаж не представил и это им не оспаривается, суды обеих инстанций пришли к правильному выводу о правомерном привлечении предпринимателя Ульянцева П.Д. к ответственности в виде взыскания штрафа за непредставление в налоговый орган деклараций за январь - декабрь 1999 года.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "Закона Российской Федерации от 12.05.95" следует читать "Закона Российской Федерации от 14.06.95"
Ссылка предпринимателя на пункт 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 12.05.95 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", согласно которому при изменениях налогового законодательства, создающих менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими, в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации, обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции в связи с тем, что данный налог не ухудшает положение налогоплательщика и не изменяет порядок налогообложения.
Из положений пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пункта 1 статьи 5 Закона СПб N 248-57 следует, что налог с продаж включается в цену товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, и уплачивается покупателями (заказчиками). Таким образом, сумма налога не влияет на финансовые результаты деятельности налогоплательщика, поскольку увеличивает продажную цену товаров (работ, услуг).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 11.08.2000 и постановление апелляционной инстанции от 08.11.2000 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-16876/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу предпринимателя Ульянцева Петра Дмитриевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.А. Зубарева |
А.В. Шевченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 января 2001 г. N А56-16876/00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника