Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 9 января 2001 г. N А13-1669/99-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Абакумовой И.Д., Бухарцева С.Н., при участии Ивановой М.И., председателя Фонда развития экономического факультета Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии имени Н.В. Верещагина "Эклайн", заместителя председателя Фонда Соколова С.С. и представителя Соколовой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фонда развития экономического факультета Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии им. Н.В. Верещагина "Эклайн" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Вологодской области от 30.10.2000 по делу N А13-1669/99-14 (судьи Маганова Т.В., Пестерева О.Ю., Козлова С.В.),
установил:
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском о взыскании с Фонда развития экономического факультета Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии имени Н.В.Верещагина "Эклайн" (далее - Фонд "Эклайн") в доход бюджета 1200406 руб. 77 коп. финансовых санкций за нарушения налогового законодательства.
Впоследствии налоговая инспекция примененные к налогоплательщику финансовые санкции привела в соответствие с нормами части первой Налогового кодекса Российской Федерации и в заявлении от 20.01.2000, направленном в арбитражный суд, изменила исковые требования, снизив размер санкций до 62875 руб.
Фонд "Эклайн" обратился в Арбитражный суд Вологодской области со встречным иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде от 18.12.98 о доначислении налогов, взыскании пеней и штрафов. Во встречном исковом заявлении Фонд "Эклайн" обжалует начисление всех сумм налогов, кроме начисленных на 1919 руб. 50 коп. выручки от реализации продукции и услуг, пеней и штрафов по налогам, доначисленным с этой выручки.
Решением суда от 01.09.2000 иск налоговой инспекции и встречный иск Фонда "Эклайн" удовлетворены частично.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.10.2000 решение от 01.09.2000 отменено в связи с нарушением судом норм процессуального права (рассмотрение дела в незаконном составе - единолично) и принято новое решение, которым основной и встречный иски удовлетворены частично.
В кассационной жалобе Фонд "Эклайн" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части отклоненных требований по встречному иску и удовлетворенных - по иску налоговой инспекции, считая, что суд неправильно применил нормы материального права, ошибочно полагая, что Фонд "Эклайн" не является общественной организацией и на его деятельность не распространяются положения пункта 9 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании". По мнению подателя жалобы, суд также неправомерно не применил пункт 3 статьи 5 и пункт 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, удовлетворив иск налоговой инспекции о взыскании санкций, несмотря на пропуск ею 3 месячного срока давности взыскания санкций, установленного пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции до внесения в него изменений Федеральным законом от 09.07.99 N 154-ФЗ.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде о месте и времени слушания дела извещена, ее представитель в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в отсутствие представителя налоговой инспекции.
Проверив законность постановления апелляционной инстанции от 30.10.2000, кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил довод Фонда "Эклайн" о пропуске налоговой инспекцией 3 месячного срока давности взыскания санкций, установленного пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации до внесения в него изменений Федеральным законом от 09.07.99 N 154-Ф3. Из материалов дела видно, что решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушения налогового законодательства принято налоговой инспекцией 18.12.98, то есть до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, когда срок взыскания финансовых санкций налоговым законодательством установлен не был. Согласно статье 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в редакции, действовавшей в период обращения налоговой инспекции в арбитражный суд с данным иском, положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. Согласно названной статье в порядке, предусмотренном частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, а значит, и с соблюдением сроков, предусмотренных пунктом 1 статьи 115 Кодекса, взыскиваются только санкции, решение о взыскании которых вынесено после 01.01.99. Кроме того, из материалов дела видно, что налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании финансовых санкций 31.03.99, то есть с соблюдением 3 месячного срока давности взыскания санкций, исчисляемого с даты введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
По мнению кассационной инстанции, суд на основании имеющихся в деле доказательств всесторонне и полно рассмотрел каждый эпизод спора и дал надлежащую оценку фактическим обстоятельствам дела, правильно применив к спорным ситуациям нормы материального права.
Фонд "Эклайн", не оспаривая постановление суда по каждому эпизоду, полагает, что не должен был уплачивать налоги, так как имеет право на применение льгот по налогам, поскольку пользуется правами учреждения дополнительного образования в силу положений пункта 9 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании".
Кассационная инстанция считает, что и этому доводу Фонда "Эклайн" суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку с учетом представленных сторонами материалов и фактических обстоятельств дела, и у суда кассационной инстанции нет правовых оснований для переоценки выводов суда.
Действительно, Фонд "Эклайн" имеет лицензию от 28.12.95 N А481053 на осуществление образовательной деятельности, но только дополнительного образования (курсовой подготовки).
Согласно акту документальной проверки от 30.10.98 N 83 Фонд "Эклайн" фактически осуществлял образовательную деятельность по курсовой подготовке слушателей (в частности, на курсах аудиторов), реализацию товарно-материальных ценностей, оказывал услуги по ксерокопированию. Кроме того, Фонд на основании договоров от 05.12.95, 27.12.95 и от 27.01.97, заключенных с Вологодской государственной молочно-хозяйственной академией имени Н.В. Верещагина (далее - Академия), также заключал договоры со студентами о предоставлении платных образовательных услуг на базе Академии. При этом стоимость учебных мест, предусмотренная в договорах Фонда "Эклайн" со студентами, превышала стоимость этих же мест, указанную в договорах между Фондом "Эклайн" и Академией. Таким образом, Фонд "Эклайн" получал доход от образовательных услуг, фактически оказываемых Академией. В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2 и 2.1.3 акта проверки выручка Фонда "Эклайн" от оказания услуг по обучению слушателей на организованных самим Фондом курсах в 1996 году составила 3470 руб., в 1997 году - 5785 руб., в первом полугодии 1998 года - 1500 руб., в то время как выручка Фонда за предоставление учебных мест в Академии в 1996 году составила 138190 руб., в 1997 году - 290580 руб., в первом полугодии 1998 года - 176079 руб.
Из материалов дела следует, что Фонд "Эклайн" создан в 1995 году с учетом положений статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Единственным учредителем Фонда был Вологодский банк Сбербанка России (далее - Банк), внесший в уставный капитал Фонда свой взнос, возвращенный ему Фондом в 1997 году. Следовательно, статус Фонда "Эклайн" не соответствует ни статусу общественной организации, которой признается в соответствии со статьей 117 ГК РФ добровольное объединение граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, ни статусу учреждения, которым согласно статье 120 ГК РФ признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая собственником полностью или частично.
В пунктах 1.1 и 2.1 устава Фонда "Эклайн" предусмотрено, что он создается как некоммерческая организация с целью поиска и реализации интеллектуальных и финансовых возможностей для развития экономического факультета Академии, укрепления его материально-технической базы, повышения квалификации и подготовки научно-педагогических кадров, социальной помощи сотрудникам и студентам факультета, повышения уровня подготовки студентов. Фактически же, как следует из материалов дела, Фонд в основном занимался предпринимательской деятельностью.
В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной Уставами этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов.
Согласно пункту 9 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ.
Поскольку Фонд "Эклайн" не является ни образовательным учреждением, ни общественной организацией и основная уставная цель Фонда - создание условий для развития экономического факультета Академии, то есть подразделения другого юридического лица, а не образовательная деятельность, кассационная инстанция считает правильным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии у Фонда "Эклайн" права на применение льгот по налогообложению как у учреждения дополнительного образования.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Вологодской области от 30.10.2000 по делу N А13-1669/99-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Фонда развития экономического факультета Вологодской государственной молочно-хозяйственной академии имени Н.В.Верещагина "Эклайн" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Кочерова |
И.Д. Абакумова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 января 2001 г. N А13-1669/99-14
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника