Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 декабря 2004 г. N А56-12432/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Зубаревой Н.А. и Кочеровой Л.И., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга Красиковой В.В. (доверенность от 05.01.2004 N 1318),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга на решение от 08.06.2004 (судья Савицкая И.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 04.10.2004 (судья Дроздов А.Г., Градусов А.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-12432/04,
установил:
Закрытое акционерное общество "Чипита Санкт-Петербург" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 16.01.2004 N 25/270К об отказе в возмещении из бюджета 277 250 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за сентябрь 2003 года по экспортным операциям и об обязании налоговой инспекции возместить указанную сумму налога путем возврата на расчетный счет Общества.
Решением суда первой инстанции от 08.06.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2004, требования заявителя удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, налогоплательщик не подтвердил право на применение ставки по налогу на добавленную стоимость 0 процентов, поскольку в нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в представленных им копиях транспортных и товаросопроводительных документов, на основании которых товар вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации, отсутствуют отметки таможенных органов, производивших таможенное оформление вывоза товара за пределы территории Российской Федерации.
Общество о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, во исполнение контракта от 05.11.2002, заключенного заявителем с обществом с ограниченной ответственностью "Сильверстоун" (Украина), и контракта от 17.07.2003 N 5/1, заключенного с фирмой "Дельта Грузия Лтд", Общество реализовало на экспорт товары (кондитерские изделия). Собрав комплект документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 НК РФ, Общество 16.10.2003 представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2003 года по экспортным операциям. В этой декларации Общество указало выручку от реализации продукции на экспорт, облагаемую налогом по ставке 0 процентов, и предъявило к возмещению из бюджета 277 250 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), использованных при производстве и поставке на экспорт кондитерских изделий.
Вместе с декларацией налогоплательщиком подано в налоговую инспекцию заявление о возмещении из бюджета указанной в декларации за сентябрь 2003 года суммы налога на добавленную стоимость - 277 250 руб. путем ее возврата на расчетный счет Общества.
В подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов Общество представило в налоговую инспекцию документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ.
Налоговая инспекция провела камеральную проверку декларации и документов, по результатам которой приняла решение от 16.01.2004 N 25/270К об отказе в возмещении из бюджета 277 250 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за сентябрь 2003 года. Принимая такое решение, налоговый орган исходил из того, что в нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ представленные налогоплательщиком копии товаросопроводительных документов не содержат отметки таможенного органа Российской Федерации, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
Общество, считая решение налоговой инспекции незаконным, обжаловало его в арбитражном суде.
В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что представленные в налоговый орган товаросопроводительные документы имеют все необходимые отметки таможенных органов, проставление которых на границе с Республикой Белоруссия предусмотрено Соглашением от 06.01.95 "О таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь", Указом Президента Российской Федерации от 25.05.95 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", а также Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 26.06.2001 N 598 "О подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров".
Суды первой и апелляционной инстанций, рассмотрев материалы дела, признали обоснованными доводы налогоплательщика и удовлетворили его требования.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает принятые по данному делу решение и постановление законными и обоснованными.
Право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены в пункте 4 статьи 176 НК РФ.
Согласно названной норме возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг) при реализации товаров на экспорт, осуществляется путем их зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Решение о возмещении налога либо об отказе в его возмещении принимается налоговым органом не позднее трех месяцев со дня представления вышеуказанной декларации с соответствующими документами.
Как указано в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Общество представило в налоговый орган предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, подтверждающие право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость. Факт экспорта товара и поступление выручки от иностранных лиц - покупателей на счет налогоплательщика, а также уплата Обществом налога на добавленную стоимость поставщикам товаров (работ, услуг) подтверждается материалами дела и налоговой инспекцией не оспаривается. Все предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 статьи 165 НК РФ отметки таможенных органов на грузовых таможенных декларациях имеются, и у налоговой инспекции претензий к порядку их оформления не имеется.
Суд кассационной инстанции считает не основанным на имеющихся в деле материалах довод налогового органа о несоответствии представленных Обществом копий товаросопроводительных документов требованиям, предусмотренным пунктом 4 статьи 165 НК РФ, в связи с отсутствием на них отметок таможенного органа, производившего таможенное оформление товаров и подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что Общество экспортировало товар - кондитерские изделия - на территорию Республики Украины и территорию Грузии через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь - участником Таможенного союза.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "пункта 4 статьи 165" следует читать "подпункта 4 пункта 1 статьи 165"
Однако из этого общего правила в абзацах втором, пятом, шестом, седьмом и восьмом пункта 4 статьи 165 НК РФ установлены исключения.
Так, при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу Российской Федерации с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, экспортер обязан представить в налоговый орган копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками только российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.05.95 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь" на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь отменен таможенный контроль. Во исполнение этого Указа Государственным таможенным комитетом Российской Федерации издан приказ от 07.07.95 N 443, пунктом 1 которого (в редакции приказа ГТК РФ от 24.04.2000 N 343) предписано не осуществлять таможенный контроль и не производить таможенное оформление перемещаемых между Российской Федерацией и Республикой Беларусь через границу Российской Федерации с Республикой Беларусь российских товаров и товаров, происходящих с территории Республики Беларусь.
Поскольку таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых товаров на границе Российской Федерации и Республики Беларусь отменены, невозможно проставление таможенным органом каких-либо отметок о вывозе товара.
На представленных Обществом копиях товаросопроводительных документах (л.д. 49-70) имеется отметка "Выпуск разрешен" российского таможенного органа, производившего таможенное оформление, и отметки о вывозе товаров за пределы внешней границы Таможенного союза государств - участников СНГ, что является достаточным доказательством экспорта товаров.
Следовательно, налоговая инспекция неправомерно отказала налогоплательщику в возмещении спорной суммы налога на добавленную стоимость и суды обоснованно признали решение налогового органа от 16.01.2004 N 25/270К об отказе в возмещении из бюджета 277 250 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за сентябрь 2003 года по экспортным операциям недействительным.
Поскольку дело рассмотрено судом первой и апелляционной инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 08.06.2004 и постановление апелляционной инстанции от 04.10.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-12432/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красносельскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.И. Кочерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 декабря 2004 г. N А56-12432/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника