Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 декабря 2004 г. N А56-9836/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Зубаревой Н.А., Кузнецовой Н.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Дирос Вуд Санкт-Петербург" Александровой З.В. (доверенность от 20.01.04), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу Трофимова А.M.(доверенность от 17.05.04 N 03-06/5241), рассмотрев 22.12.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу на решение от 19.05.04 (судья Алешкевич О.А.) и постановление апелляционной инстанции от 20.09.04 (судьи Дроздов А.Г., Градусов А.Е., Цурбина С.И.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-9836/04,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дирос Вуд Санкт-Петербург" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция, инспекция), выразившегося в непринятии решения о возмещении 796 499 руб. налога на добавленную стоимость по внутреннему рынку по декларации за сентябрь 2003 года.
Решением от 19.05.04 суд признал незаконным бездействие инспекции и обязал налоговый орган в течение одного месяца со дня вступления в силу судебного акта совершить действия по возврату 796 499 руб. за сентябрь 2003 года в порядке, предусмотренном статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Постановлением апелляционной инстанции от 20.09.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты как принятые с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, судами не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Поскольку общество не представило документы, подтверждающие его право на налоговые вычеты, инспекция не имела возможности провести камеральную проверку, поэтому отсутствуют основания считать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии решения о возврате налогоплательщику заявленной суммы налога.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество в сентябре 2003 года по договорам купли-продажи, заключенным с российскими поставщиками, приобрело продовольственные товары для дальнейшей их реализации. По результатам деятельности 17.10.03 общество представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2003 года (по внутреннему рынку), в соответствии с которой к вычету предъявлено 796 499 руб. налога, и заявление о возврате указанной суммы налога на расчетный счет.
По истечении трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, налоговый орган не принял решение о возврате налоговых вычетов налогоплательщику.
Считая незаконным бездействие налоговой инспекции, выразившееся в непринятии решения о возмещении заявленной суммы налога, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в частности, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 3 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 НК РФ. Указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, по согласованию с таможенными органами и в течение десяти дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику.
По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами федерального казначейства.
В данном случае судом установлено и подтверждается материалами дела, что, инспекция, получив декларацию и заявление налогоплательщика о возврате налога за сентябрь 2003 года, по истечении трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, не приняла соответствующее решение, нарушив требования пункта 3 статьи 176 НК РФ.
По мнению кассационной инстанции, судом правомерно отклонен довод налогового органа о непредставлении обществом вместе с декларацией документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по внутреннему рынку.
В соответствии со статьей 88 НК РФ налоговый орган, проводящий налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. В данном случае налоговый орган своим правом не воспользовался, документы и сведения у налогоплательщика не запрашивал, камеральную проверку поданной налогоплательщиком декларации по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2003 года не провел, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 статьи 176 НК РФ был обязан по истечении трех месяцев принять решение о возврате на счет налогоплательщика суммы налога, заявленной к возмещению.
Поскольку налоговый орган не принял решение о возмещении обществу заявленных в декларации вычетов, суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали незаконным бездействие налогового органа и обязали совершить соответствующие действия в порядке, предусмотренном статьей 176 НК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 19.05.04 и постановление апелляционной инстанции от 20.09.04 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-9836/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И.Кочерова |
Н.Г.Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 декабря 2004 г. N А56-9836/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника