Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 декабря 2004 г. N А56-15821/04
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Троицкой Н.В., судей Клириковой Т.В. и Морозовой Н.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области Куликовой Н.В. (доверенность от 29.10.04 N32070),
рассмотрев 15.12.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.04 по делу N А56-15821/04 (судья Бурматова Г.Е.),
установил:
Открытое акционерное общество "Выборгская целлюлоза" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными пункта 1 решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 20.01.04 N 13-24/2/195 в части отказа в возмещении 595 310 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за сентябрь 2003 года и пункта 2 решения от 04.02.04 N 13-24/2/3330 в части возложения обязанности уплатить в бюджет 278 128 рублей НДС.
Решением от 03.08.04 суд удовлетворил заявление, установив соблюдение Обществом требований статей 165, 172 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и принять новый судебный акт. По мнению налогового органа, представленные Обществом документы не соответствуют требованиям подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ, так как "фрахтовые билеты и CMR не содержат отметки таможенного пограничного органа, свидетельствующей о вывозе товара полностью за пределы территории Российской Федерации". Инспекция также указывает на то, что нет документального подтверждения уплаты НДС поставщиками Общества, вследствие чего считает, что в бюджете нет источника для возмещения налога.
Стороны в установленном порядке извещены о месте и времени слушания дела, однако представитель Общества в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, установила следующее.
Согласно материалам дела 20.10.03 Общество представило в налоговый орган декларации по НДС за сентябрь 2003 года по ставке 0% и по внутреннему рынку, а также предусмотренные статьей 165 НК РФ документы для подтверждения права на возмещение 6 617 329 рублей НДС, уплаченных им при осуществлении экспортных операций.
Проверив указанные документы в камеральном порядке, Инспекция пунктом 1 решения от 20.01.04 N 13-24/2/195 отказала в возмещении 1 750 188 рублей НДС, признав неправомерным предъявление к вычету этой суммы налога со ссылкой на отсутствие результатов встречных проверок поставщиков Общества относительно уплаты ими налога, а также на то, что в нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ на представленных фрахтовых билетах и CMR отсутствуют отметки пограничного таможенного органа, подтверждающие вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации. Вывод налогового органа основан на том, что экспорт товаров по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10206080/150503/0008051 (частично) и N 10206080/200503/0008261 (в полном объеме) "осуществлен автомобильным транспортом путем погрузки на морские паромы, что не может рассматриваться как вывоз товаров в режиме экспорта судами через морские порты".
Вместе с тем, ссылаясь на отказ в возмещении НДС за сентябрь 2003 года, Инспекция пунктом 2 решения от 04.02.04 N 13-24/2/3330 начислила заявителю суммы НДС по внутреннему рынку.
Кассационная инстанция считает, что в указанной части решения налогового органа приняты с нарушением норм налогового законодательства и прав заявителя.
Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при осуществлении экспортных операций установлены в пункте 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме для подтверждения права на возмещение сумм НДС, уплаченных при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-6, 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0% и указанные в статье 165 НК РФ документы, на основании которых налоговый орган должен в трехмесячный срок принять решение о возмещении налога или об отказе (частично или полностью) в его возмещении.
Пункт 1 статьи 165 НК РФ содержит перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налогоплательщиком ставки 0% и налоговых вычетов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта (подпункт 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ). Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 165 названного Кодекса в этот перечень включены копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных этим подпунктом.
Одной из таких особенностей является то, что при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации налогоплательщик должен представить в налоговый орган копию поручения на отгрузку экспортируемых грузов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации и копию коносамента на перевозку экспортируемого товара, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами таможенной территории Российской Федерации.
В данном случае Общество вместе с декларацией по ставке 0% за сентябрь 2003 года представило в налоговый орган полный пакет документов, приведенных в пункте 1 статьи 165 НК РФ. В числе этих документов представлены экспортные контракты; выписки банка и платежные документы, подтверждающие поступление на счет заявителя выручки по экспортным контрактам; ГТД с предусмотренными подпунктом 3 пункта 1 статьи 165 НК РФ отметками таможенных органов, что налоговый орган не оспаривает.
Налогоплательщик также представил международные товарно-транспортные накладные (CMR) с отметками Выборгской таможни "Выпуск разрешен" и Балтийской таможни "Товар поступил" (листы дела 52, 55, 63-65). Поскольку вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации осуществлен морским судном (паромом) через морской порт, Общество представило в Инспекцию фрахтовые билеты N 2028599 и N 2028674 (листы дела 51 и 62) с отметками Балтийской таможни "Погрузка разрешена", а порт разгрузки указан LUEBECK (Германия), что соответствует требованиям подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ, поскольку указанные сведения и подтверждают факт вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации судами через морские порты.
Несостоятельна и ссылка налогового органа на отсутствие документального подтверждения уплаты в бюджет НДС поставщиками Общества. В силу пункта 4 статьи 176 НК РФ возмещение сумм НДС, уплаченных при осуществлении экспортных операций, производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 этого Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, а не с момента поступления в бюджет сумм налога, уплаченных экспортером поставщикам товаров (работ, услуг).
Поскольку Инспекция не оспаривает факт уплаты Обществом 595 310 рублей НДС при осуществлении экспортных операций и соответствие представленных им вместе с декларацией по ставке 0% за сентябрь 2003 года документов подпунктам 1-3 пункта 1 статьи 165 НК РФ, а соблюдение требований подпункта 4 названной нормы подтверждено имеющимися в деле достоверными и допустимыми доказательствами, следует признать, что у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа Обществу в возмещении названной суммы налога за сентябрь 2003 года, а также для начисления ему недоимки по внутреннему рынку.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а решение суда считает законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.04 по делу N А56-15821/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Троицкая |
Н.А. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 декабря 2004 г. N А56-15821/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника